Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 N А57-23068/04-7 Арбитражный суд признал незаконным решение налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость, т.к. заявитель фактически не реализовывал услуги, а получал компенсацию своих расходов, связанных с содержанием парков, скверов, в рамках целевого бюджетного финансирования.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2005 года Дело N А57-23068/04-7

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Садово-Парковое", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области N 880/15 от 01.11.2004, которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2626541 руб. (в том числе за 2002 г. - 450832 руб., за 2003 г. - 1214233 руб., 4 месяца 2004 г. - 961476 руб.) и начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 491156,46 руб.
Требования налогоплательщика основаны на том, что он является бюджетополучателем, а деятельность по содержанию городских скверов и парков не связана с реализацией товаров или услуг и не относится к объектам налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.04.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Саратовской области (правопреемник Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 14 по Саратовской области) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что в период с 01.01.2003 по 01.05.2004 Предприятие заявителя не включало в налогооблагаемый оборот по НДС часть средств, полученных по договорам за выполненные работы от Комитета по дорожному строительству и благоустройству. Указывает, что выполнение работ и оказание услуг организациями и учреждениями, созданными при органах местного самоуправления, независимо от источника их финансирования, облагается НДС в общеустановленном порядке.
До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 22.09.2005.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области была проведена выездная налоговая проверка МУП "Садово-Парковое" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет НДС за период с 01.01.2002 по 31.04.2004. По результатам проверки был составлен акт N 1098/15 от 07.10.2004 и принято оспариваемое решение N 880/15 от 01.11.2004 о доначислении налогоплательщику за указанные период НДС в сумме 2626541 руб. и пени в сумме 491156,46 руб. Основанием для доначисления указанных сумм послужило утверждение налогового органа о том, что в период с 01.01.2003 по 01.05.2004 налогоплательщик не включил в налогооблагаемый оборот часть средств, полученных за выполненные работы от Комитета по дорожному строительству и благоустройству Администрации г. Саратова.
Коллегия считает, что судом правомерно оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Судами установлено, что МУП "Садово-Парковое" в проверяемый период осуществляло, в том числе, деятельность в сфере благоустройства и озеленения г. Саратова, финансируемую из городского бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В рассматриваемом же случае реализации услуг между истцом и Администрацией г. Саратова не происходило, последняя компенсировала расходы истца (заработная плата, коммунальные услуги и т.д.), связанные с содержанием парков, скверов и садов г. Саратова в рамках целевого бюджетного финансирования. Данное обстоятельство подтверждается представленными реестрами произведенных расходов МУП "Садово-Парковое".
Кроме того, в соответствии с п. 3.2.1 Приказа МНС Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл. 21 "НДС" Налогового кодекса Российской Федерации" не учитываются при определении налоговой базы денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду пункт 32.1 Приказа МНС Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
------------------------------------------------------------------
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетополучателем понимают бюджетное учреждение или иную организацию, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Под бюджетной росписью согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации понимают документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Бюджетная роспись составляется на основании п. 3 ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств. В данном случае им является Администрация г. Саратова в лице Комитета по дорожному строительству и благоустройству.
Согласно приобщенной к делу бюджетной росписи распределение ассигнований, выделенных для финансирования мероприятий по благоустройству на 2003 - 2004 гг., МУП "Садово-Парковое" является бюджетополучателем, так как обозначено в распределении бюджетных средств с целью их получения.
Следовательно, вывод судов о том, что средства целевого финансирования, что имело место в рассматриваемом случае, не могут быть включены в состав налоговой базы по НДС, является правомерным.
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на договоры N N 15/000/111040/03 от 01.01.2003, 006/000/130110/04 от 01.01.2004, 038/000/130110/04 от 01.03.2004, в которых в стоимость работ входит НДС, коллегией во внимание не принимается, поскольку по этим соглашениям налогоплательщик производил начисление и уплату НДС в бюджет в общеустановленном порядке. Доначисление же НДС произведено налоговым органом по иным соглашениям N N 014/000/130110/03 от 01.01.2003, 007/000/130110/04 от 01.01.2004, 037/000/130110/04 от 01.03.2004 на компенсацию затрат на содержание садов, парков и скверов, что нашло отражение в решении налогового органа.
Таким образом, кассационная инстанция приходит к выводу, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 16.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-23068/04-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье