ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2005 года Дело N А55-8731/04-43
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение от 11.04.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8731/04-43
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, третье лицо - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, г. Москва, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании незаконным решения N 09-15/1970/47 от 23.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2005 решение суда первой инстанции от 11.04.2005 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
По мнению налогового органа, часть документов представлена с нарушением ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, так как выручка за услуги по экспортным перевозкам поступила на доходный счет МПС Российской Федерации, а не заявителя.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, заявителем для подтверждения права на налогообложение по налоговой ставке 0% в сумме 1062308240 руб. и получение налоговых вычетов по НДС в сумме 53956997 руб., согласно п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, представлены 23.12.2003 в налоговый орган документы и декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 г.
23.03.2003 по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% и материалов камеральной налоговой проверки МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области вынесено решение N 09-15/1970/47 от 23.03.2004 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, также заявителю предложено уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 123094376 руб., пени в размере 7517475 руб., и штрафные санкции в размере 24618875 руб.
В решении налогового органа указывается, что заявитель неправомерно применил налоговую ставку 0% по НДС по экспортным перевозкам по следующим основаниям:
отсутствие отметок таможенного органа на перевозочных документах;
отсутствие перевозочных документов по некоторым экспортным перевозкам;
отсутствие отметок порта на части перевозочных документах;
выделение НДС в платежных поручениях на оплату услуг по экспортным перевозкам;
повторное предъявление платежных документов в составе пакета документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%;
отсутствие взаимосвязи между платежными и перевозочными документами;
поступление выручки за услуги по экспортным перевозкам на доходный счет МПС Российской Федерации.
Имеющиеся в материалах дела перевозочные документы по экспортным перевозкам, по которым железной дорогой заявлялась налоговая ставка 0% в налоговой декларации за октябрь 2003 г., и которые указаны в решении налогового органа, имеют отметки таможенного органа, свидетельствующие о перевозке грузов в режиме "экспорт" (отметка "выпуск разрешен"), а соответствующие грузовые таможенные декларации имеют отметки, свидетельствующие о фактическом вывозе товаров за пределы РФ (отметка "товар вывезен полностью"). Таким образом, налогоплательщиком соблюдены требования п. 5 ст. 165 НК РФ, а также подтвержден фактический вывоз товаров за пределы территории РФ, т.е. соблюдены требования п/п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ и п/п. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно налоговой политике предприятия налогоплательщиком ведется раздельный учет экспортных и внутренних перевозок. Отправителем экспортируемого груза по всем рассматриваемым отправкам являются предприятия, заключившие с заявителем договоры на организацию перевозок и расчеты за перевозку грузов, в которые включены как условия по внутренним перевозкам, так и экспортируемого груза. Затраты по экспортным перевозкам определяются пропорционально удельному весу выручки от реализации данных услуг к общему объему выручки (п. 1.1.2 Учетной политики).
Сумма налога, подлежащего возмещению, рассчитывается налогоплательщиком путем сопоставления удельного веса экспортной выручки от общей суммы полученной выручки. В соответствующей пропорции исчисляется и сумма НДС, приходящегося на экспортные операции. Общая стоимость заявленных оказанных экспортных услуг складывается из суммы тарифов по представленным Реестрам перечней для расчета НДС от экспорта по ставке 0%.
Изложенное опровергает вывод налогового органа о невозможности произвести взаимоувязку перечней, ГТД и единых международных документов с соответствующими им платежными документами и договорами.
Налоговый орган в оспариваемом решении в качестве довода ссылается на отсутствие у заявителя первичных документов, подтверждающих поступление денежных средств за оказанные услуги, поскольку вся выручка в валюте Российской Федерации зачислена на доходный счет МПС РФ в филиале "ТрансКредитБанка" в г. Самаре.
Однако по ст. 2 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляется Министерством путей сообщения Российской Федерации, как федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, в силу ст. 7 (п. 1) указанного Федерального закона, производится централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статьей 11 Федерального закона N 153-ФЗ установлено, что экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок) регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом формирование доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденным ЦБ РФ N 82 и МПС РФ N ЦФ-244 от 25.03.94, расчеты в безналичном порядке с грузоотправителями, грузополучателями за перевозку грузов, по дополнительным сборам за грузовые операции и за пользование подвижным составом, штрафам, установленным Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, осуществляются через технологические центры по обработке перевозочных документов железных дорог.
Согласно п. 2 указанного Положения, исходя из особенности организации железнодорожных перевозок грузов и пассажиров и расчетов за них, денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета МПС РФ, должны распределяться между железными дорогами - участницами перевозок.
В соответствии с Положением о Министерстве путей сообщения РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 18.07.96 N 848, функция распределения между железными дорогами доходов от перевозок принадлежит Министерству.
Таким образом, обязательность поступления валютной выручки от реализации заявителем экспортных услуг на доходные счета МПС обусловлено нормативными актами, регламентирующими деятельность железнодорожного транспорта.
Довод налогового органа о необходимости отметок таможни "выпуск разрешен", "товар вывезен", "груз экспортный" противоречит материалам дела. Вопреки требованиям ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации в оспариваемом решении не указаны конкретные первичные документы - накладные, грузовые таможенные декларации, на которых отсутствуют необходимые отметки таможенных органов. Налогоплательщиком представлены в судебное заседание 43 папки документов, соответствующих перечисленным в оспариваемом решении Перечням по контрагентам дороги, грузовые таможенные декларации, транспортные накладные. На всех ГТД имеется отметка соответствующего таможенного органа "выпуск разрешен".
В отношении довода налогового органа, касающегося отсутствия перевозочных документов по некоторым экспортным перевозкам, материалами дела и судом установлено, что в составе подтверждающего пакета имеются надлежаще оформленные перевозочные документы, перечисленные в решении налогового органа, по которым Железной дорогой заявлялась налоговая ставка 0% по НДС. Таким образом, налогоплательщиком правомерно заявлена налоговая ставка 0% по экспортным перевозкам.
Довод налогового органа, касающийся выделения НДС в платежных поручениях на оплату услуг по экспортным перевозкам, - в соответствии с гл. 21 НК РФ право применения налоговой ставки 0% не связывается с выделением НДС по конкретной ставке в платежных документах плательщиков на перечисление денежных средств в счет оплаты за услуги по экспортным перевозкам. В связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ хозяйственные операции, в расчет за которые поступали денежные средства от контрагентов Железной дороги согласно указанным в решении налогового органа платежным поручениям, подлежат обложению налогом по ставке 0%, нарушения, допущенные контрагентами Железной дороги при оформлении платежных документов, не могут являться основанием для обложения таких хозяйственных операций по иной ставке, так как такое противоречит названной норме.
В платежных поручениях на оплату стоимости железнодорожного тарифа (стоимости услуг по перевозкам) указывается, что производится перечисление денежных средств за экспортные перевозки на соответствующие экспортные лицевые счета.
В материалах дела имеются выписки из экспортных лицевых счетов клиентов, которыми подтверждено, что поступившие по указанным в решении налогового органа платежным поручениям денежные средства полностью учитывались в счет оплаты за услуги по перевозкам экспортных грузов, и на эти суммы клиентам оказаны услуги по экспортным перевозкам, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела и исследованные судом счета-фактуры.
В связи с изложенным у заявителя отсутствовали основания для обложения указанных хозяйственных операций по иной ставке, чем указано в п. 1 ст. 164 НК РФ (по налоговой ставке 0%).
В соответствии с п. 36 Транспортного устава железных дорог РФ плата за перевозку груза вносится грузоотправителями до момента отправления груза с железнодорожной станции. В связи с изложенным платежные документы на перечисление денежных средств в счет оплаты за услуги по экспортным перевозкам могут относиться к нескольким налоговым периодам, и представление их в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0% по НДС не противоречит требованиям п. 5 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеются документы (выписки из экспортных лицевых счетов клиентов железной дороги, счета-фактуры по экспортным перевозкам), из которых усматривается, что клиенты заявителя на условиях предоплаты оплачивали предоставляемые впоследствии услуги по перевозке экспортных грузов, и по мере оказания услуг заявитель снимал частями с экспортных лицевых счетов денежные средства. В связи с изложенным платежные документы фигурируют за разные налоговые периоды.
Доводы налогового органа относительно отсутствия взаимосвязи между платежными и перевозочными документами судом обоснованно не приняты.
В соответствии с налоговым законодательством напрямую не предусматривается предоставление иных документов, помимо поименованных в ст. 165 НК РФ. В материалах дела имеются представленные заявителем счета-фактуры по экспортным перевозкам. В указанных счетах-фактурах отражены номера платежных поручений, которыми оплачены экспортные перевозки (указаны номера перевозочных документов). В самих платежных поручениях имеются отметки о перечислении денежных средств за экспортные перевозки на соответствующие экспортные лицевые счета. Имеющиеся в деле выписки из экспортных лицевых счетов клиентов подтверждают, что поступившие по представленным в пакете документов налоговой декларации платежным поручениям денежные средства полностью учитывались в счет оплаты за услуги по перевозке экспортных грузов. В этих же выписках из лицевых счетов имеются указания на номера перечней. Таким образом, довод налогового органа о невозможности проведения взаимоувязки представленных документов неоснователен.
В связи с изложенным поступление выручки за услуги по экспортным перевозкам грузов на доходные счета МПС РФ и представление выписок с этих счетов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС правомерно и не противоречит требованиям п. 5 ст. 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Вероятно, имелся в виду пункт 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8731/04-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 N А55-8731/04-43 Поступление выручки за услуги по экспортным перевозкам грузов на доходные счета Министерства путей сообщения РФ и представление выписок с этих счетов в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость правомерно и не противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье