ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 сентября 2005 года Дело N А55-18141/04-46
(извлечение)
Комитет по управлению имуществом обратился в Арбитражный суд Самарской области к Федеральному государственному унитарному предприятию 1253 "Центральная ремонтная база радиолокационного вооружения Министерства обороны России" (далее - ФГУП 1253 "ЦРБРВ"), Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области (далее - Управление) об истребовании здания, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Мехзавод, 11 квартал, д. 55, из чужого незаконного владения.
Исковые требования обусловлены тем, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства" от 25.11.96 N 1592 и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты социально-культурного назначения должны быть переданы в муниципальную собственность, однако в нарушение названных норм ответчики уклоняются от передачи здания бывшего детского садика из федеральной собственности в состав собственности муниципального образования.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУ "Физкультурно-спортивный центр" Красноглинского района, которое использует спорный объект.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2005 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
Судебные инстанции, принимая решение, исходили из следующего.
Спорное здание находится в федеральной собственности; с учетом требований действующего законодательства передача объектов, подлежащих передаче из состава федеральной в состав муниципальной собственности, определяется Правительством Российской Федерации, а поскольку спорное здание не вошло в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 179-р, оснований для истребования объекта из состава федеральной собственности не имеется.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что право муниципальной собственности на спорное здание в установленном законом порядке не возникло.
Представитель МУ "Физкультурно-спортивный центр" подтвердил, что спорный объект находится в его фактическом пользовании по договору от 28.07.99 N 2476, заключенному с Департаментом управления государственного имущества администрации Самарской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в выступлениях представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что все принятые по делу судебные акты подлежат оставлению в силе.
Разрешая спор и оценивая взаимоотношения сторон, суды исходили из следующего.
ФГУП 1253 "ЦРБРВ" создано в соответствии с директивой Генерального штаба Советской Армии от 15.02.52 N ОРГ/3-19348 (прежнее название - ПП 1253 Центральная база радиолокационного вооружения).
Наименование недвижимых объектов определено в перечне имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Согласно п. 3.1 Устава имущество предприятия находится в федеральной собственности и является неделимым.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 179-р утвержден Перечень передаваемых в собственность Муниципального образования город Самара относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении ФГУП 1253 "ЦРБ" Министерства обороны России объектов жилого коммунального хозяйства, расположенных в городе Самаре,28 (пос. Мехзавод).
Фактическая передача объектов подтверждена актом приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства от 20.08.2004.
Комитет по управлению имуществом города Самары, считая, что спорное здание без законных на то оснований было исключено из перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 179-р, обратилось с виндикационным иском.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из материалов дела следует, что в нарушение п. 14 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, Комитет не представил доказательств о внесении в реестр муниципальной собственности спорного объекта. Кроме этого, отсутствуют доказательство о возникновении права у Муниципального образования на здание и, в силу п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122, где обязательной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы, которые оформлены после его введения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом признает, что на спорный объект право муниципальной собственности не возникало.
Таким образом, истец лишен права истребовать имущество из федеральной собственности предъявлением виндикационного иска (ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды двух инстанций сделали правильный вывод, что в силу приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил относится к федеральной собственности.
Данные обстоятельства в отношении спорного здания подтверждены и Территориальным управлением Минимущества Российской Федерации по Самарской области
Поскольку ФГУП 1253 "ЦРБРВ" не находится в стадии приватизации и не приватизировано, применение истцом Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" от 07.03.95 N 235 ошибочно.
Кроме этого, из представленных доказательств следует, что спорное здание используется ФГУП 1253 "ЦРБРВ" для собственной производственной деятельности и, соответственно, не относится к объектам социально-культурного назначения, в связи с этим при утверждении перечня объектов, находящихся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, в состав муниципальной собственности по распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 179-р спорное административное здание в состав передаваемых объектов не вошло.
Предъявляя требования, основанные на ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом фактически оспаривается действие Правительства Российской Федерации по исключению спорного административного здания из приложения (перечня) к распоряжению от 09.02.2004 N 179-р.
Следовательно, Комитетом заявлены требования о применении мер защиты, не соответствующих характеру нарушенных прав.
Пунктом 22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 разъяснено применение ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, где собственник вправе требовать имущество у лица, у которого имущество находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
К моменту предъявления иска и разрешения спора в судах первой и апелляционной инстанций спорное здание находится в фактическом владении МУ "Физкультурно-спортивный центр", с учетом этого обстоятельства требования истца к ФГУП 1253 "ЦРБРВ" и ТУ Минимущества Российской Федерации по Самарской области удовлетворены быть не могут.
Решением Арбитражного суда Российской Федерации от 20.07.2005 по делу N А55-2683/2004-47, принятым между теми же лицами, участвующими в деле, и вступившим в законную силу, установлено, что спорное здание является федеральной собственностью, при этом в состав собственности Муниципального образования не включалось, а его использование МУ "Физкультурно-спортивный центр" производится без законных на то оснований.
Согласно ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный судебный акт преюдициально устанавливает спорные обстоятельства, что исключает право на их повторную судебную оценку по данному спору.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение суда первой инстанции от 11.03.2005, Постановление апелляционной инстанции от 16.05.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-18141/04-46 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.09.2005 N А55-18141/04-46 Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска об истребовании объектов социально-культурного назначения из федеральной собственности в состав собственности муниципального образования, поскольку спорное имущество отнесено в состав федеральной собственности, оснований для истребования объекта из состава федеральной собственности не имеется.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье