Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.09.2005 N А12-36383/04-С10 При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных оператором связи доходов производится за счет средств федерального бюджета; при этом убытки, причиненные в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 сентября 2005 года Дело N А12-36383/04-С10

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 15.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-36383/04-С10
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, в лице филиала Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, г. Волгоград, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, третьи лица: Администрация Камышинского района Волгоградской области, г. Камышин Волгоградской области, Администрация Волгоградской области, г. Волгоград, Комитет социальной защиты населения Администрации Камышинского района Волгоградской области, о взыскании 8606 руб. 01 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в суд с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в счет возмещения убытков денежной суммы в размере 8606 руб. 01 коп. как расходов, понесенных предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены: Комитет социальной защиты населения Администрации Камышинского района Волгоградской области, Администрация Камышинского района Волгоградской области, Администрация Волгоградской области.
После уточнения исковых требований истец просил взыскать сумму убытков за счет Казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации, а также возвратить расходы по оплате государственной пошлины в размере 340 руб.
Решением от 15.02.2005 Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил исковые требования истца, взыскав в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации 8606 руб. 01 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик - Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, - просит решение и Постановление отменить как не соответствующие нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Петроввальской дистанцией сигнализации, связи и вычислительной техники Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (филиал Открытого акционерного общества "Российские железные дороги") в течение 2003 г. отдельным категориям граждан, проживающим в Камышинском районе Волгоградской области, предоставлялись льготы по оплате услуг связи (50% скидка за пользование телефонной связью) на основании ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" от 24.11.95 N 181-ФЗ и ст. ст. 4, 7, 14, 21, 22 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.95 N 5-ФЗ. Расходы на предоставление указанных льгот за период с октября по декабрь 2003 г. составили 8606 руб. 01 коп. Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что согласно ст. 30 Федерального закона "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных оператором связи доходов производится за счет средств федерального бюджета. Аналогичный порядок указан и в Правилах "О порядке возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" от 15.12.2000 N 963, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Действие Правил распространяется и на период с 2001 г. по 2004 г.
В пункте 2 названных Правил указано, что соответствующее финансирование производится из федерального бюджета Российской Федерации за счет средств, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию таких льгот.
В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 г." Министерству труда и социального развития Российской Федерации предусмотрены расходы в сумме 2638532500 руб. на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его пользование. Однако распоряжением Правительства Российской Федерации N 799-р от 11.06.2004 названное Министерство упразднено. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не определено, на кого возложены обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов за услуги связи ветеранам и инвалидам.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет, соответственно, Казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу, что Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком как орган, осуществляющий обеспечение федерального бюджета, и были правомерно взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 8606 руб. 01 коп.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-36383/04-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье