Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.09.2005 N А55-1403/05-22 Арбитражный суд признал незаконным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в связи с отсутствием состава правонарушения, т.к. заявителем были представлены документы, подтверждающие факт должного оприходования денежных средств.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 сентября 2005 года Дело N А55-1403/05-22

(извлечение)
Предприниматель Исаков Андрей Николаевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району г. Самары о признании недействительным Постановления N 13-19/1196 от 26.11.2004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2005 решение суда первой инстанции от 06.04.2005 отменено, заявленные требования истца удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с Постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит Постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 22.11.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району города Самары проведена проверка соблюдения Предпринимателем Исаковым А.Н. порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
На основании проверки составлены акт проверки от 22.11. 2004 г. N 900, протокол об административном правонарушении N 547 от 23.11.2004. На основании указанного протокола вынесено Постановление N 13-19/1196 от 26.11.2004 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб.
Налоговый орган указывает, что Предпринимателем нарушен порядок работы с денежной наличностью, что выразилось в неполном оприходовании в кассу денежной наличности, полученной с применением ККМ за период с 30.10. 2004 г. по 21.11. 2004 г. в магазине "Мир красок", на общую сумму 45400,20 руб. Данное бездействие Предпринимателя налоговый орган квалифицировал как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В материалы дела приобщены журнал кассира-операциониста и фискальный отчет за проверяемый период.
Статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход.
В соответствии с п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Таким образом, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров ЦБ Российской Федерации от 22.09.93 N 40.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие, в том числе и индивидуальный предприниматель, должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно материалам дела, кассовая книга Предпринимателем велась, но не была предметом налоговой проверки, указанное обстоятельство следует из материалов проверки, в которых имеется ссылка на журнал кассира-операциониста.
Представитель Налоговой инспекции в судебном заседании подтвердил, что кассовая книга у Предпринимателя не запрашивалась, поскольку согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных ЦБ РФ от 18.08.93, Предприниматель должен вести журнал кассира-операциониста.
Предприниматель представил на обозрение суду подлинную кассовую книгу (выписку), приходные и расходные кассовые ордера за период с 26.10.2004 по 22.11.2004 в копиях, подлинники - на обозрение и ксерокопии - в дело, из которых видно, что в проверяемый период Предприниматель вел кассовую книгу по установленной форме, в которой приходовал денежную наличность.
При сличении данных кассовой книги и фискального отчета расхождений не установлено (л. д. 15), т.е. фискальные продажи за проверяемый период вошли в общую сумму выручки, которая составила 45400 руб. 20 коп.
Доказательства того, что спорная сумма является денежными средствами, полученными Предпринимателем от реализации товара без применения контрольно-кассовой машины, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, в действиях Предпринимателя отсутствует состав правонарушения, которое ему вменено налоговым органом.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 23.05.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1403/05-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье