Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N А55-4287/05-22 Арбитражный суд признал незаконным решение налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость, т.к. налогоплательщик правомерно не облагал НДС услуги по предоставлению медицинским учреждениям машин скорой медицинской помощи для перевозки больных и не указывал в выставленных медицинским учреждениям счетах-фактурах на оплату данных услуг соответствующие суммы налога на добавленную стоимость.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 декабря 2005 года Дело N А55-4287/05-22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение от 08.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 19.08.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4287/05-22
по заявлению Муниципального автотранспортного предприятия "МАГТУЗ", г. Тольятти, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
в заседании объявлен перерыв до 14.12.2005 до 14 часов 15 минут,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автотранспортное предприятие "МАПУЗ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области от 22.02.2005 N 120.
Решением суда от 08.06.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области просит вынесенные по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Муниципальным автотранспортным предприятием "МАПУЗ" за март 2004 г., принято решение от 22.02.2005 N 120.
В ходе проверки налоговым органом выявлено, что Предприятие в марте 2004 г. не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению машин скорой медицинской помощи медицинским учреждениям для перевозки больных в сумме 4063447 руб. 36 коп.
В книге продаж данные счета-фактуры отражены в столбце 7 "Продажи, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке 0%". Ссылка налогоплательщика на положения п/п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом признана неправомерной, так как у Предприятия отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, а предоставление медицинским учреждениям на основании договоров аренды транспортных услуг медицинской услугой не является.
В связи с этим решением от 22.02.2005 N 120 Предприятие привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 10% от неуплаченных сумм налога - 73142 руб. 10 коп.
Налогоплательщику также предложено уплатить 731421 руб. налога на добавленную стоимость и 72477 руб. 95 коп. пени.
Признавая данное решение недействительным, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно Уставу МАП "МАПУЗ", утвержденному распоряжением заместителя мэра г. Тольятти 11.12.2003, налогоплательщик является муниципальным автотранспортным предприятием, основным видом деятельности которого является оказание транспортных услуг специализированным медицинским транспортом медицинским учреждениям; Предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения мэрии г. Тольятти (л. д. 15 - 25).
Согласно свидетельству о государственной регистрации N 0412, Предприятие зарегистрировано в качестве муниципального автопредприятия Управления здравоохранения (л. д. 14).
Судами установлено, что МАП "МАПУЗ" оказывает муниципальным учреждениям здравоохранения транспортные услуги в виде предоставления в аренду специальных автомобилей с водителем для перевозки экстренных больных.
Данные услуги согласно Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 24.01.2003 N 30 "Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности" отнесены к разделу 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", а именно: код по ОКВЭД - 85.14.4 - деятельность учреждений скорой медицинской помощи, которая включает следующие виды экономической деятельности: деятельность скорой медицинской помощи и перевозку больных санитарно-транспортными средствами. При этом согласно указанному Постановлению деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 60.23) не включает в себя перевозку машинами скорой помощи (л. д. 53 - 54).
В соответствии с договорами аренды транспортного средства с экипажем N 10 от 19.12.2003, заключенным с Муниципальным учреждением здравоохранения г. Тольятти "Городская станция скорой медицинской помощи", и N 8 от 19.12.2002, заключенным с МУЗ "Городской психоневрологический диспансер", МАП "МАПУЗ" предоставлял за плату транспортные средства (специальные автомобили) с экипажем во временное пользование; договорами определена цель аренды - транспортировка экстренных больных и пострадавших в сопровождении выездной бригады медработников, а также транспортное обеспечение выездных бригад при оказании скорой медицинской помощи населению (л. д. 35 - 37, 38 - 40).
Согласно письму Тольяттинского городского отдела государственной статистики от 05.05.2003 МАП "МАПУЗ" состоит на учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций по ОКВЭД 85.14.4 - деятельность учреждений скорой медицинской помощи, перевозка больных санитарно-транспортными средствами (л. д. 51 - 52).
В силу п/п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации по абзацу 1 - медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями; по абзацу 5 - услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.
Экстренная перевозка больных машинами скорой помощи является неотъемлемой составной частью услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.
Кроме того, по своей правовой природе налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, то есть его фактическими плательщиками являются покупатели товаров (работ, услуг), в качестве которых в данном случае при оплате услуг по предоставлению специальных автомобилей для экстренной перевозки больных при оказании им скорой медицинской помощи выступают указанные в решении налогового органа медицинские учреждения (станция скорой медицинской помощи, психоневрологический диспансер), имеющие в силу своего статуса соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности (оказание скорой и неотложной медицинской помощи) применительно к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499. Доказательств отсутствия у данных медицинских учреждений соответствующих лицензий на оказание скорой медицинской помощи налоговый орган не представил.
С учетом этого ссылка налогового органа на отсутствие у заявителя лицензии на осуществление медицинской деятельности правомерно отвергнута судами как не основанная на законе.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что МАП "МАПУЗ" правомерно, в соответствии с абз. 5 п/п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению медицинским учреждениям машин скорой медицинской помощи для перевозки больных и не указывало в выставленных данным медицинским учреждениям счетах-фактурах на оплату данных услуг соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, является правильным.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления 731421 руб. налога на добавленную стоимость и пени в сумме 72477 руб. 95 коп.
Судами также сделан правильный вывод о незаконности привлечения Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под грубым нарушением правил подразумевается отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Как следует решения налогового органа, факты отсутствия у заявителя каких-либо первичных документов, счетов-фактур, подтверждающих факты совершения хозяйственных операций по предоставлению в аренду специальных автомобилей для перевозки больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, налоговым органом не установлены. Факты систематического неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности данных хозяйственных операций также не нашли своего отражения.
В решении от 22.02.2005 N 120 указаны конкретные счета-фактуры, по которым произведена оплата оказанных медицинским учреждениям услуг, счета-фактуры датированы одним месяцем - мартом 2004 г., в связи с чем вывод налогового органа о том, что неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций допущено Предприятием в течение более одного налогового периода, является ошибочным.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, налоговый орган в своем решении указывает на неправомерное отражение Предприятием хозяйственных операций по формированию объектов налогообложения в налоговой отчетности. Однако п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а не в налоговой отчетности.
То обстоятельство, что в книге продаж Предприятие отразило указанные счета-фактуры в столбце 7 "Продажи, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке 0%" и соответствующие сведения отразило в представленной налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2004 г., не свидетельствует о неправильном отражении произведенных хозяйственных операций на счетах именно бухгалтерского учета и в отчетности и, соответственно, не свидетельствует и о грубом нарушении Предприятием правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения применительно к положениям п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ошибочное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком предусмотренной законом налоговой льготы в виде освобождения указанных операций от налогообложения при соблюдении установленных правил ведения бухгалтерского учета не может быть квалифицировано в качестве налогового правонарушения, предусмотренного ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 19.08.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4287/05-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье