ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 декабря 2005 года Дело N А65-8368/2005-СА2-11
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Камэнергоизоляция" (далее - Общество) о взыскании 20182 руб. налоговых санкций.
Арбитражный суд заявленные требования удовлетворил частично.
Апелляционная инстанция решение арбитражного суда оставила без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и Постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2003 г., по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 15 октября 2004 г. N 177/12. На основании данного акта заявителем принято решение от 1 ноября 2004 г N 167/12 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога в размере 14510 руб. В связи с тем, что требование от 1 ноября 2004 г. N 946 об уплате налоговых санкций в установленный срок исполнено, заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в принудительном порядке.
------------------------------------------------------------------
Вероятно, имелось в виду: "...требование от 1 ноября 2004 г. N 946 об уплате налоговых санкций в установленный срок не исполнено...".
------------------------------------------------------------------
Арбитражный суд, частично отказывая в удовлетворении заявления, указывает, что в случае занижения суммы единого социального налога, подлежащего уплате, не в результате указанных в ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.
Данный вывод арбитражного суда коллегия находит обоснованным.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2003 г.) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который внесены авансовые платежи по налогу.
На основании п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, или возврату страхователю.
Статья 106 Кодекса понятие налогового правонарушения трактует как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действии (бездействие) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
В силу ст. 109 Кодекса налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
В данном случае материалами дела установлено и заявителем не оспаривается правомерность исчисления Обществом суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и право Общества на применение налоговых вычетов по единому социальному налогу. Нарушения порядка исчисления налоговой базы по единому социальному налогу (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), неправильного исчисления налога, равно как и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) не установлено.
Занижение единого социального налога в сумме 5880 руб. возникло в связи с применением Обществом налогового вычета в виде начисленных им, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 10 августа 2005 г. по делу N А65-8368/2005-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.12.2005 N А65-8368/2005-СА2-11 В удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафа отказано, т.к. занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло в результате неполной уплаты суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что не образует состава правонарушения, предусмотренного налоговым законодательством.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье