Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.12.2005 N А55-9545/2004-46 В исковых требованиях об урегулировании разногласий при заключении договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде отказано, поскольку данный договор является публичным, а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются в соответствии с законодательством одинаковыми для всех потребителей.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 декабря 2005 года Дело N А55-9545/2004-46

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи города Тольятти, г. Тольятти,
на решение от 24.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9545/2004-46
по иску Муниципального учреждения "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи города Тольятти, г. Тольятти, к Открытому акционерному обществу "Самараэнерго", г. Самара, Открытому акционерному обществу "Тевис", г. Самара, третье лицо - Управление по государственному управлению и контролю в электроэнергетике по Самарской области, г. Самара, о разногласиях при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 24.12.2004 Арбитражный суд Самарской области в иске Муниципального учреждения "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи города Тольятти" к Открытому акционерному обществу "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго"), Открытому акционерному обществу "Тевис" (далее - ОАО "Тевис") об обязании принять трехсторонний договор N 56т/800/Д-120 от 12.01.2004 в редакции истца отказал. Пункты 1.1, 2.2.1, 2.4.3, 4.2, 4.5, 8.1 договора N 56т/800/Д-120 от 12.01.2004 на снабжение тепловой энергией в горячей воде принял в редакции энергоснабжающих организаций.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, Муниципальное учреждение "Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи города Тольятти", просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять в редакции истца следующие условия договора N 56т/800/Д-120 от 12.01.2004 на снабжение тепловой энергией в горячей воде:
а) исключить из договора:
- из п. 1.1 - слова "химически очищенную воду, далее - ХОВ",
- из п. 2.2.1 - слово "ХОВ",
- из п. 8.1 - слово "ХОВ";
б) изложить в редакции истца следующие пункты:
- пункт 2.4.3 после слов "калькуляции ОАО "Самараэнерго" на химически очищенную воду" дополнить "составленной по фактическим затратам ТЭЦ ВАЗа",
- пункт 4.2 после слов "калькуляции ОАО "Самараэнерго" на химически очищенную воду" дополнить "составленной по фактическим затратам ТЭЦ ВАЗа",
- пункт 4.5 - "абонент оплачивает на основании калькуляции ОАО "Самараэнерго" на химически очищенную воду, составленной по фактическим затратам ТЭЦ ВАЗа".
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как видно из материалов дела, ответчиками, ОАО "Самараэнерго" и ОАО "Тевис", был направлен истцу проект договора N 56т/800/Д-120 от 12.01.2004 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, подписанный истцом с протоколом разногласий. Истец настаивает на принятии п. п. 1.1, 2.2.1, 2.4.3, 4.2, 4.5, 8.1 договора в его редакции. На согласительном совещании 21.04.2004 названные разногласия урегулированы не были, в связи с чем рассмотрение разногласий, возникших при заключении договора, в соответствии со ст. ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации передано суду.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора на снабжение тепловой энергией является поставка потребителю тепловой энергии, осуществляемая посредством теплоносителя - пара или горячей воды. В соответствии с условиями спорного договора теплоносителем, посредством которого осуществляется транспортировка тепловой энергии, является химически очищенная вода. Согласно требованиям закона существенными условиями договора теплоснабжения являются условия о количестве поставляемой энергии и качестве энергии и теплоносителей. В связи с тем, что показатели количества и качества энергии и теплоносителей различны в зависимости от вида теплоносителя (пар или вода), обозначение в договоре их количественных и качественных показателей невозможно без указания на вид теплоносителя.
В силу технологических особенностей процесса теплоснабжения и необходимости обеспечения функционального состояния тепловых сетей и теплообменного оборудования энергоснабжающей организации теплоносителем является именно химически очищенная вода, что подтверждается письмом Министерства экономики Российской Федерации N 7-749 от 09.07.99 "О тарифах на теплоэнергию", "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 115 от 24.03.2003, Информационным письмом Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N КГ-4311/11 от 27.11.2003 "О разъяснениях методических указаний по расчету тарифов на тепловую энергию на потребительском рынке". Названными актами предусмотрено, что в случае неполного возврата теплоносителя потребитель возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении требований истца в части исключения из п. п. 1.1, 2.2.1, 8.1 слов "химически очищенную воду".
Поскольку договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде является публичным договором, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора, в силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено государственное регулирование цены затрат на химическую очистку воды. Однако в связи с тем, что подготовка химически очищенной воды является неотъемлемой частью технологического процесса по обеспечению тепловой энергией потребителей, принцип единого тарифообразования на тепловую энергию является базой для ценообразования на химически очищенную воду.
В соответствии с п. 26 Информационного письма Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N КГ-239/11 от 28.01.2003 "О разъяснениях к методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" решение об установлении (и расчете) единого тарифа продажи тепловой энергии или установлении (расчете) дифференцированных по узлам теплоснабжения тарифов продажи тепловой энергии принимает регулирующий орган.
Информационным письмом Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N КГ-4311/11 от 27.11.2003 "О разъяснениях методических указаний по расчету тарифов на тепловую энергию на потребительском рынке" разъяснено, что в случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и/или на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при образовании сверхнормативных утечек воды и расходов воды на технологические нужды) потребитель, кроме оплаты за тепловую энергию, содержавшуюся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам. В случае несогласия сторон по размерам договорных цен на химически очищенную воду рекомендуется для разрешения разногласий привлекать региональные энергетические комиссии.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N 49-Э/8 от 31.07.2002, Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, являющееся в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области N 146 от 08.05.2003 регулирующим органом в электроэнергетике Самарской области, устанавливает единые тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Самараэнерго" (без дифференциации по системе централизованного теплоснабжения). Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области N 57 от 08.12.2003 установлено, что в случае неполного возврата теплоносителя потребители возмещают расходы энергоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды по договорным ценам, учитывая, что вышеуказанные тарифы установлены в соответствии с действующими Методическими указаниями, исходя из полного возврата теплоносителей в тепловую сеть и/или на источник тепла.
Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источников тепла через общую тепловую сеть, могут рассчитываться на едином уровне. По решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне.
Решением Региональной энергетической комиссии Самарской области N 37 от 31.12.2002 тарифы продажи тепловой энергии для всех потребителей ОАО "Самараэнерго" установлены на едином уровне без дифференциации тарифов по системам централизованного теплоснабжения.
В соответствии с п. 9.1.9 "Правил пользования тепловой энергией", которыми стороны договорились руководствоваться, потребители возмещают затраты энергоснабжающей организации исходя из себестоимости получения и приготовления химически очищенной воды в среднем по энергосистеме. Согласно п. 9.3.6 названных Правил при открытой системе горячего водоснабжения, если величина водозабора не превышает разрешенную, зафиксированную в договоре, потребитель обязан дополнительно оплатить стоимость полученной исходной воды и расходы по ее химической очистке по тарифу, установленному соответствующей энергосистемой, исходя из плановой себестоимости получения и приготовления химически очищенной или обессоленной воды в среднем по энергосистеме и нормативного уровня рентабельности, но не более 20% к себестоимости.
Суды правомерно отказали истцу в удовлетворении требований о возмещении затрат энергоснабжающей организации на химическую очистку воды по фактическим затратам ТЭЦ ВАЗа и изложении п. п. 2.4.3, 4.2, 4.5 в его редакции: после слов "калькуляции ОАО "Самараэнерго" на химически очищенную воду" дополнить "составленной по фактическим затратам ТЭЦ ВАЗа".
Таким образом, принятие судом оспариваемых пунктов договора N 56т/800/Д-120 от 12.01.2004 на снабжение тепловой энергией в горячей воде в редакции ответчиков является верным и обоснованным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9545/2004-46 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье