ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 ноября 2005 года Дело N А72-3597/04-17/69
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 5 при ИТУ", г. Димитровград Ульяновской области,
на решение от 11.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 26.04.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3597/04-17/69
по иску Государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 5 при ИТУ", г. Димитровград Ульяновской области, к Главному управлению образования администрации Ульяновской области, г. Ульяновск, Администрации города Димитровграда, г. Димитровград Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ульяновской области, г. Ульяновск, Главному управлению финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, о взыскании 681963 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 11.02.2005 Арбитражный суд Ульяновской области отказал в удовлетворении исковых требований Государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 5 при ИТУ" к Главному управлению образования администрации Ульяновской области, Администрации города Димитровграда, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ульяновской области, Главному управлению финансов Ульяновской области о взыскании 681963 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции 24.11.2005 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 29.11.2005.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность и обоснованность обжалованных судебных актов, находит их подлежащими отмене.
Как видно из материалов дела, в соответствии с решением Совета депутатов города Димитровграда Ульяновской области от 26.02.2003 N 39/434 "Об утверждении бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2003 г." Совет депутатов города Димитровграда Ульяновской области принял решение N 42/468 от 30.04.2003, которым рекомендовано Администрации города прекратить с 1 мая 2003 г. финансирование из городского бюджета учреждений начального профессионального образования N 3, N 5, N 6 при исправительно-трудовых учреждениях.
За период с 01.05.2003 по 01.01.2004 задолженность по выплате заработной платы составила 681963 руб.
Согласно Уставу государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 5 при ИТУ" учредителями образовательного учреждения начального профессионального образования являются: Управление образования администрации Ульяновской области, Учреждение ЮИ-78/10 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.
В Уставе указано, что форма собственности образовательного учреждения - федеральная на правах оперативного управления.
В соответствии с разделом 6 Устава образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: собственные средства учредителей, бюджетные и внебюджетные средства, средства, получаемые от различных видов предпринимательской деятельности, кредиты банков и иных кредиторов, добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставом предусмотрено финансирование учреждения за счет средств учредителей в соответствии с контрольными цифрами приема обучающихся в образовательное учреждение.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные государственные образовательные учреждения, государственные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации и муниципальные образовательные учреждения являются учреждениями, созданными органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления для реализации некоммерческих (образовательных) целей, их основная деятельность финансируется из соответствующего бюджета. Необходимым условием для открытия финансирования федерального образовательного учреждения является его включение в Реестр получателей средств федерального бюджета, ведение которого относится согласно п. 5.5 Положения о федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, к функциям федерального казначейства. Включение в Реестр получателей средств федерального бюджета может быть осуществлено только по инициативе главного распорядителя средств федерального бюджета. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе федеральных органов исполнительной власти" в качестве такого главного распорядителя выступает Федеральное агентство по образованию, уполномоченное осуществлять предоставление услуг в сфере образования через подведомственные ему федеральные государственные учреждения.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании" деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, ежегодно устанавливаемыми федеральными законами, в соответствии со схемами финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений, определяемых типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Суд, привлекая к участию в деле ответчиков: Главное управление образования администрации Ульяновской области, Администрацию города Димитровграда, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ульяновской области, Главное управление финансов Ульяновской области, отказал в удовлетворении исковых требований, указав на то, что образовательное учреждение относится к федеральной собственности, доказательства, подтверждающие истребование спорной суммы из федерального бюджета, не представлены; на прекращение действия лимитов бюджетных обязательств по спорному периоду 31.12.2003, отсутствие денежных средств на финансирование истца в федеральном бюджете.
Выводы суда о применении норм права не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
В порядке ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть изложены требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них. Процессуальные требования, предъявляемые к порядку участия в деле нескольких ответчиков и замены ненадлежащего ответчика, изложены в ст. ст. 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд требования истца к каждому из привлеченных по делу ответчиков не определил, не установил, какой порядок финансирования истца был установлен при его образовании в соответствии с действующим законодательством, был ли он включен в Реестр получателей средств федерального бюджета, правовые основания финансирования истца из местного бюджета, не проверил соответствие заявленной к взысканию суммы иска установленным нормативам финансирования по заработной плате.
Кроме того, судом не определен и не привлечен к участию в деле главный распорядитель средств федерального бюджета, осуществляющий финансирование из федерального бюджета, несмотря на то, что принятые по делу судебные акты затрагивают его права и обязанности.
Исходя из изложенного обжалованные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, п. 4 ч. 4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 26.04.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3597/04-17/69 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.11.2005 N А72-3597/04-17/69 Дело по иску о взыскании суммы недофинансирования передано на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует определить требования истца к каждому из привлеченных по делу ответчиков, установить, какой порядок финансирования истца был установлен при его образовании в соответствии с действующим законодательством и был ли он включен в Реестр получателей средств федерального бюджета; кроме того, судом не привлечен к участию в деле главный распорядитель средств федерального бюджета.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье