ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 года Дело N А06-1424/2-22/05
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации, г. Москва,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2005 по делу N А06-1424/2-22/05
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжской железной дороги к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Астраханской области, 3-е лицо - Министерство социального развития и труда Астраханской области, о взыскании 960270 руб. 90 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" заявило иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", за август - декабрь 2004 г.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2005 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взыскано 960270 руб. 90 коп.
В иске к Министерству финансов Астраханской области отказано.
Не согласившись с данным решением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель считает, что в 2004 г. на реализацию Федерального закона "О ветеранах" на счет Департамента труда и социального развития Астраханской области из федерального бюджета перечислено 3.90600 руб., что вина Министерства финансов Российской Федерации отсутствует.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в период с августа по декабрь 2004 г. предоставило услуги по проезду на железнодорожном транспорте с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
Факт предоставления льгот подтверждается актом сверки, составленным истцом и третьим лицом, справкой Минсоцразвития Астраханской области.
В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. ст. 14, 15, 16, 18 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" категориям граждан, перечисленных в Законе, предоставляются льготы по проезду на железнодорожном транспорте.
Согласно п/п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 ст. 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 14.12.2000 N 946 (продленным до 2004 г.) Правительство Российской Федерации утвердило Правила возмещения в 2000 г. транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
Правилами предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в соответствующем году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
Судом установлено, что на реализацию Закона "О ветеранах" Департаменту труда и социального развития Астраханской области перечислено 3790600 руб., однако согласно акту сверки истцу не компенсировано 960270 руб. 90 коп.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекты Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", из средств федерального бюджета и возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Оснований для привлечения к ответственности Департамент труда и социального развития Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области не имелось.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом не были исследованы факты, подтверждающие, что денежные средства поступили из федерального бюджета не в полном объеме по вине Министерства финансов Российской Федерации и что иная сумма была заложена в федеральном бюджете на 2004 г. на реализацию этого закона, не может служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Так, суд указал, что право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования, так как прекращение этой обязанности государства возможно лишь путем его исполнения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и правовые основания для его отмены коллегия не находит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.08.2005 по делу N А06-1424/2-22/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 17.01.2006 N А06-1424/2-22/05 Убытки, вызванные предоставлением льгот по оплате проезда ветеранам, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье