Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 08.02.2006 N А21-9296/2004-С1 При новом рассмотрении дела о взыскании с Минфина РФ за счет казны РФ расходов, понесенных предприятием в результате предоставления инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг, суду необходимо исследовать вопрос о достаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств для возмещения указанных расходов.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2006 года Дело N А21-9296/2004-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М., рассмотрев 08.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2005 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2005 (судьи Мельникова Н.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-9296/2004-С1,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Советсктеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Главному управлению по финансам и бюджету администрации Калининградской области (далее - Управление) о взыскании 121200 руб. расходов, возникших в связи с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Советска Калининградской области.
Определением от 20.12.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 10.06.2005 иск удовлетворен. С Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 121200 руб. компенсации. В иске к Управлению отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.11.2005 решение от 10.06.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований за счет подателя кассационной жалобы, ссылаясь на необоснованность вывода судов о недостаточности федерального финансирования льгот, предусмотренных Законом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в апреле 2004 года в соответствии с Законом при взимании платы за тепловую энергию учитывал льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлен судом и ответчиками не оспаривается.
Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 17 Закона (в редакции, действовавшей до 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, его действие продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Проанализировав положения указанных нормативных актов и установив, что в 2004 году денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом для Калининградской области, в части денежных средств для возмещения расходов по предоставлению льгот, предусмотренных Законом, было недостаточно, а все выделенные средства израсходованы и доказательств их нецелевого использования не представлено, суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Между тем вывод судов о недостаточности выделенных федеральным бюджетом средств для компенсации расходов, вызванных предоставлением населению Калининградской области льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом, кассационная инстанция считает необоснованным, поскольку он не подтвержден материалами дела. Напротив, в материалах дела имеется справка Управления Федерального казначейства по Калининградской области, из которой следует, что по состоянию на 01.01.2005 на лицевых счетах муниципальных образований числится остаток - 691008 руб. 42 коп. неиспользованных средств, выделенных Управлению на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам (л.д. 109).
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос о достаточности выделенных денежных средств, дать оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, а также установить, включена ли истцом в заявленные требования сумма налога на добавленную стоимость.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2005 по делу N А21-9296/2004-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий
СТАРЧЕНКОВА В.В.
Судьи
АФАНАСЬЕВ С.В.
ТАРАСЮК И.М.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад