Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 31.01.2006 N Ф09-23/06-С5 С учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, но при этом на федеральном уровне не приняты необходимые меры для устранения коллизии в праве, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, в спорной сумме за счет федерального бюджета является правильным.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2006 г. Дело N Ф09-23/06-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Азанова П.А., судей Арсенова И.Г., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2005 (резолютивная часть от 28.09.2005) по делу N А47-6516/05.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Оренбургрегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к администрации г. Бугуруслана, Финансовому отделу администрации г. Бугуруслана, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области о взыскании убытков в сумме 47285 руб. 05 коп.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 (резолютивная часть от 28.09.2005; судья Рафикова И.Н.) иск удовлетворен за счет средств федерального бюджета - с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "Оренбургская региональная компания по реализации газа" взысканы убытки в сумме 47285 руб. 05 коп.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
Министерство финансов Российской Федерации с решением суда первой инстанции не согласно, просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, неправильное применение норм материального права (ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431, распоряжения администрации Оренбургской области от 08.07.1992 N 578-р) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с мая по декабрь 2004 г. ООО "Оренбургрегионгаз" подавая сетевой и сжиженный газ для нужд населения города Бугуруслана, предоставляло льготы по его оплате многодетным семьям во исполнение подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431, предусматривающего предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Указывая, что в данный период в связи с предоставлением установленных законом льгот у истца возникли убытки в виде выпадающих доходов в сумме 47285 руб. 05 коп., истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431, и впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, возмещение расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. При этом Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты (п. 3 Указа).
Рассматривая вопрос о надлежащем источнике финансирования выпадающих доходов истца, суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие до настоящего момента такого порядка и условий возмещения расходов не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан.
Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей" финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах с учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, но при этом на федеральном уровне не приняты необходимые меры для устранения коллизии в праве, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, в сумме 47285 руб. 05 коп. за счет федерального бюджета является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела.
Судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка материалам дела и доводам сторон в совокупности, сделанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 30.09.2005 (резолютивная часть от 28.09.2005) по делу N А47-6516/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
АЗАНОВ П.А.
Судьи
АРСЕНОВ И.Г.
МАТАНЦЕВ И.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал