Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 12.12.2005 N Ф09-4121/05-С5 Федеральным законодательством обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4121/05-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вербенко Т.Л., судей Арсенова И.Г., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Оренбургской области на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2005 (резолютивная часть от 10.10.2005) по делу N А47-17447/2004 по иску предпринимателя Сорокина Михаила Владимировича к Военному комиссариату Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 953243 руб.
В судебном заседании приняли участие: предприниматель Сорокин М.В. (паспорт серии 53 03 N 159073, выданный 22.10.2002 ОВД Дзержинского района г. Оренбурга, свидетельство о регистрации от 19.04.2002 серии 56 N 000573214); представитель предпринимателя Сорокина М.В. - Тумембаев О.И. (доверенность от 25.07.2005); представитель Военного комиссариата Оренбургской области - Белоусова Т.В. (доверенность от 12.01.2005).
Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило.
Предприниматель Сорокин М.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании с ответчиков 953243 руб. расходов по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2005 (резолютивная часть от 23.06.2005; судья Миллер И.Э.) в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2005 (судьи Дмитриенко Т.А., Савинова М.А., Деревягина Л.А.) решение отменено. С Военного комиссариата Оренбургской области в пользу предпринимателя Сорокина М.В. взыскано 953243 руб.
Военный комиссариат Оренбургской области с постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на необоснованное неприменение судом апелляционной инстанции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22.12.2002 N 490 "О совершенствовании организации работы по ритуально-похоронному обеспечению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", а также на отсутствие договорных отношений между ним и истцом.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенных с гражданами (заказчиками) договоров подряда предприниматель Сорокин М.В. (исполнитель) в течение 2003 - 2004 г. осуществлял изготовление и установку надгробных памятников умершим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Согласно п. 2.2.4 договоров, в счет оплаты выполненных работ заказчик, имеющий право на льготу, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника на месте захоронения.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", оплата расходов на изготовление и установку надгробия умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участника войны производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу). При этом п. 5 данной статьи установлено, что расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В связи с отказом Военным комиссариатом Оренбургской области компенсировать понесенные Сорокиным В.М. расходы по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны последний обратился в суд с иском о принудительном взыскании 953243 руб. убытков.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного Постановления Министерством обороны Российской Федерации Приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников.
Согласно п. 41 названной Инструкции, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Контроль за выполнением Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 500 возложен на Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации (п. 2 Приказа). Генеральный штаб Приказом от 27.01.2003 N 315/11/420 утвердил Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников (далее - Порядок). Из содержания указанного Порядка следует, что обобщенный список - заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, представляется в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Министерства обороны Российской Федерации договором на изготовление и установку надгробных памятников. Право на заключение от имени Министерства обороны Российской Федерации договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества предоставлено начальнику Генерального штаба, решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер, правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечиванию памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку памятников. Истец не является заказчиком на изготовление и установку памятников, доказательств того, что с ним заключен договор, отвечающий требованиям п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлено. Кроме того, директивой Генерального штаба от 12.06.2002 N 314/8/1500 установлено, что все заказы на изготовление и установку надгробных памятников должны осуществляться через ЗАО "Военно-мемориальная компания" и его структурные подразделения, поскольку с последним по результатам конкурса заключен договор от 03.06.2002 на осуществление указанной деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на следующие обстоятельства.
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.
Решением комиссии Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 18.11.2003 действия Министерства обороны Российской Федерации по созданию благоприятствующих условий для деятельности ЗАО "Военно-мемориальная компания" в сфере оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников признаны нарушающими ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и в адрес Министерства обороны Российской Федерации выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.08.2005 по делу N КА-А40-56404/03-94-574 решение комиссии Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 18.11.2003 в указанной части признано законным.
Расходы истца по изготовлению и установке памятников подтверждаются представленными в дело доказательствами, не превышают норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500; качественные параметры надгробных памятников в установленном порядке не утверждены (из пояснения представителя Военного комиссариата Оренбургской области); факт оказания данных услуг, как и отсутствие оплаты за оказанные услуги, подтвержден материалами дела.
Позиция Военного комиссариата Оренбургской области относительно того, что родственники умерших должны оплатить истцу стоимость оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников и только потом самостоятельно представить документы для возмещения указанных затрат, ввиду компенсационного характера названных расходов, противоречит взаимоотношениям Министерства обороны Российской Федерации с ЗАО "Военно-мемориальная компания", из которых следует, что родственники умерших обращаются в ЗАО "Военно-мемориальная компания" за оказанием услуг, а последнее, представив необходимые документы, обращается в комиссариат за возмещением своих затрат. Таким образом, действия истца, направленные на возмещения расходов, связанных с оказанием услуг по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, аналогичны вышеуказанному порядку.
Данные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции являются правильными, основанными на действующем законодательстве и материалах дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ничтожность договоров подряда, заключенных между истцом и родственниками умерших участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, отклоняется как основанная не неправильном толковании норм права.
Иные доводы Военного комиссариата Оренбургской области являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2005 (резолютивная часть от 10.10.2005) по делу N А47-17447/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРБЕНКО Т.Л.
Судьи
АРСЕНОВ И.Г.
СТОЛЯРОВ А.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал