ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2006 г. Дело N Ф09-6351/05-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Анненковой Г.В., судей Первухина В.М., Дубровского В.И. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 27.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.11.2005 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-4346/05.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Киселев В.А. (доверенность от 10.01.2006 N 05-12-09); Курганского муниципального предприятия городского пассажирского транспорта (далее - предприятие) - Шлыкова А.Ю. (доверенность от 11.01.2006 N 26).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 25.05.2005 N 73 и постановления от 25.05.2005 N 73 о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2005 (резолютивная часть от 20.09.2005; судья Петрова И.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.11.2005 (судьи Немков Г.П., Морозов А.А., Логинова Л.М.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с невыполнением предприятием требований от 05.04.2005 N 3563, от 11.04.2005 N 3734, от 11.04.2005 N 3735, от 21.04.2005 N 4168, от 25.04.2005 N 4204 об уплате недоимки по налогам, сборам и пеней инспекцией приняты решения от 12.05.2005 N 1237-1241 о взыскании недоимки по налогам и сборам и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, а также в банк направлены инкассовые поручения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке.
Кроме того, 25.05.2005 инспекцией приняты решение и постановление N 73 о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Считая решение и постановление инспекции от 25.05.2005 N 73 незаконными, предприятие обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из нарушения инспекцией порядка взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, установленного ст. 46, 47 Кодекса.
Вывод судов является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Согласно ст. 45 Кодекса, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Кроме того, взыскание налога может производиться за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса. При этом право обращения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика возникает у налогового органа при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (п. 7 ст. 46 Кодекса).
В силу названных норм взыскивать суммы налогов и пени за счет имущества налогоплательщика возможно только при отсутствии достаточных денежных средств для погашения такой задолженности. При этом из смысла положений ст. 46 Кодекса следует, что взыскание осуществляется со всех счетов, за исключением ссудных и бюджетных, а также депозитных, до момента окончания действия депозитного договора. Таким образом, налоговый орган обязан был направить инкассовые поручения всем банкам, в которых открыты расчетные счета налогоплательщика. Из материалов дела следует, что инкассовые поручения о бесспорном списании недоимки и пеней по налогу были направлены инспекцией с указанием не всех открытых на тот момент расчетных счетов предприятия, на которых имелись денежные средства. Это свидетельствует о недоказанности позиции инспекции об отсутствии у налогоплательщика денежных средств, достаточных для погашения задолженности.
В данной ситуации невозможно применение п. 7 ст. 46 Кодекса, содержащего положение, согласно которому при недостаточности или отсутствии на расчетных счетах налогоплательщика денежных средств или отсутствии информации у налогового органа об открытых счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 Кодекса. То есть, для взыскания налога за счет другого имущества налогоплательщика необходимо соблюдение одного из требований: отсутствие или нехватка для погашения недоимки по налогу денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика либо отсутствие у налогового органа информации о наличии у налогоплательщика других расчетных счетов. Только соблюдение этих требований дает возможность налоговому органу применить процедуру взыскания недоимки по налогу, предусмотренную ст. 47 Кодекса.
Поскольку инспекция не доказала суду факт отсутствия денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика, а в силу положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на него возложена такая обязанность, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали позицию инспекции неосновательной и оспариваемое решение инспекции недействительным.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о несоблюдении инспекцией порядка взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика и обоснованно признали оспариваемое решение инспекции недействительным.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 27.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.11.2005 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-4346/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Председательствующий
АННЕНКОВА Г.В.
Судьи
ПЕРВУХИН В.М.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
Судебная практика: Урал
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 26.01.2006 N Ф09-6351/05-С7 Суды сделали правильный вывод о несоблюдении налоговым органом порядка взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика и обоснованно признали оспариваемое решение недействительным.
Вернутся в раздел Судебная практика: Урал