Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 07.12.2005 N Ф09-5471/05-С2 Не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 г. Дело N Ф09-5471/05-С2

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Слюняевой Л.В., судей Беликова М.Б., Крюкова А.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2005 по делу N А71-391/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Отдел культуры администрации Малопургинского района Удмуртской Республики (далее - отдел культуры, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.03.2005 N 292.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2005 (судья Кудрявцев М.Н.) заявление удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, отдел культуры с основным кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 75.11.31 не имеет права пользоваться льготой, предусмотренной подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции, сделанный в результате камеральной налоговой проверки представленной отделом культуры уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1-й квартал 2004 г., о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы, установленной подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, в связи с тем, что соответствующие коды Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (далее - ОКОНХ) и ОКВЭД, позволяющие отнести налогоплательщика к учреждению культуры, ему не присвоены.
Полагая, что решение инспекции противоречит нормам законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, отдел культуры обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования отдела культуры и признавая оспариваемое решение недействительным, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно использовал указанную льготу по НДС, поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения его к ответственности, начисления НДС и пеней.
Данный вывод является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства.
При этом к учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 Кодекса относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Из смысла ст. 149 Кодекса следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации товаров и услуг, то есть любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу.
Как правильно указал суд, присвоение кода ОКОНХ и ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что отдел культуры через подведомственные учреждения оказывает платные услуги в сфере культуры и искусства, которые в силу подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежат налогообложению по НДС, вывод суда о недействительности оспариваемого решения налогового органа является правильным.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Доводы инспекции, в том числе, изложенные в жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2005 по делу N А71-391/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий
СЛЮНЯЕВА Л.В.
Судьи
БЕЛИКОВ М.Б.
КРЮКОВ А.Н.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал