ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2006 г. Дело N Ф09-4577/05-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Смирнова А.Ю., судей Кузнецова А.Г., Татаркиной Т.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области на решение суда первой инстанции от 20.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 (резолютивная часть от 22.11.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4855/05.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Траст" (далее - ООО ИК "Траст") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области о признании недействительным (ничтожным) п. 2.2 договора купли-продажи от 30.12.2003 в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость, обязании возвратить неправомерно полученные денежные средства в сумме 42688 руб. 80 коп. и взыскании 6936 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству ответчика определением от 26.05.2005 привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 20.09.2005 (судья Сукачева Н.Ф.) исковые требования удовлетворены частично, п. 2.2 договора от 30.12.2003 признан недействительным в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость. На Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области возложена обязанность возвратить ООО ИК "Траст" 42688 руб. 80 коп., полученных в виде налога на добавленную стоимость. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 (резолютивная часть от 22.11.2005; судьи Мохунов В.И., Деревягина Л.А., Савинова М.А.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и пп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, пп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям сторон не применим, поскольку истец приобрел спорное имущество не в процессе приватизации, а в порядке, предусмотренном ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 20.11.2000 ООО ИК "Траст" (покупатель) приобрело у ООО "Стройматериалы-1" (продавец) недвижимое имущество в виде здания, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов, 24. Покупатель недвижимости приобретает право бессрочного пользования на земельный участок согласно п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1.13 договора; л. д. 45 - 47).
Между Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области, наделенным полномочиями территориального органа Минимущества России (продавец), и ООО ИК "Траст" (покупатель) заключен договор от 30.12.2003 купли-продажи земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 56:44:0249002:0009, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов, 24, под ранее приватизированным административным зданием (литера Е - Е1), общей площадью 1210 кв. м. Согласно п. 2.2 договора, цена участка площадью 1210 кв. м установлена в размере десятикратной ставки земельного налога и составляет 213444 руб.; операции по продаже участка облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 20% в сумме 42688 руб. 80 коп. Цена продажи участка с налогом на добавленную стоимость установлена в сумме 256132 руб. 80 коп.
Покупатель платежным поручением от 14.01.2004 N 18 перечислил на счет продавца указанную сумму (л. д. 9).
ООО ИК "Траст", полагая, что налог на добавленную стоимость был неправомерно включен в покупную цену земли, обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что увеличение цены земли на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует законодательству.
Договором купли-продажи от 30.12.2003 земельного участка определена его выкупная цена с начислением на эту цену налога на добавленную стоимость в размере 42688 руб. 80 коп.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 28 гл. V "Особенности приватизации отдельных видов имущества" Закона о приватизации собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 14 ст. 43 Закона о приватизации установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации, Российская Федерация плательщиком налога на добавленную стоимость не является.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Исходя из указанных правовых норм, передача земельного участка в собственность ООО ИК "Траст" по договору купли-продажи от 30.12.2003 производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области, наделенный полномочиями территориального органа Минимущества России (продавец по договору) выполнял функции по передаче земельных участков в собственность от имени Российской Федерации.
Таким образом, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора об увеличении цены приватизированного земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость обоснованно признано судом ничтожным в связи с несоответствием закону.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом правомерно применены последствия недействительности сделки в соответствующей части. Спорная сумма - 42688 руб. 80 коп., уплаченная ООО ИК "Траст" в составе стоимости выкупаемого земельного участка, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 36 Закона о приватизации, согласно которой возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации, соответственно, федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Доводы Комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области о том, что оспариваемый истцом договор не является сделкой приватизации, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании Закона о приватизации.
Иных доводов, имеющих правовое значение, кассационная жалоба не содержит.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 20.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 (резолютивная часть от 22.11.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4855/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
СМИРНОВ А.Ю.
Судьи
КУЗНЕЦОВ А.Г.
ТАТАРКИНА Т.Н.
Судебная практика: Урал
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 26.01.2006 N Ф09-4577/05-С6 Условие договора об увеличении цены приватизированного земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость обоснованно признано судом ничтожным в связи с несоответствием закону.
Вернутся в раздел Судебная практика: Урал