Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 18.10.2005 N А43-6975/2005-27-180 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 18 октября 2005 года Дело N А43-6975/2005-27-180

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., при участии представителя от ответчика - Правительства Нижегородской области: Горячкиной Т.А. по доверенности от 22.08.2005 N 45, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14.06.2005 по делу N А43-6975/2005-27-180 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьей Лягиным В.В., по иску муниципального предприятия "Теплоэнерго" к администрации Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации Нижнего Новгорода, министерству финансов Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, администрации Ленинского района Нижнего Новгорода, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 6906158 рублей 54 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" (далее МП "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации Нижнего Новгорода, министерству финансов Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, администрации Ленинского района Нижнего Новгорода и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 6906158 рублей 54 копеек убытков, причиненных в результате предоставления в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 04.05.2005 арбитражный суд прекратил производство по делу в отношении администрации Нижнего Новгорода, департамента финансов и налоговой политики администрации Нижнего Новгорода, министерства финансов Нижегородской области, министерства труда и социальной защиты Нижегородской области, Правительства Нижегородской области и администрации Ленинского района Нижнего Новгорода в связи с отказом от иска к указанным лицам.
До принятия решения по существу спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, уменьшив их размер до 4318456 рублей 79 копеек.
Суд первой инстанции решением от 14.06.2005 удовлетворил иск с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. При этом суд руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что убытки истца возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, ответственных за формирование и утверждение федерального бюджета, по ненадлежащему финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 14.06.2005 не проверялись.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отнесении убытков на министерство финансов Нижегородской области.
По мнению лица, подавшего жалобу, суд необоснованно применил при разрешении спора статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для применения ответственности по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимы доказательства причинения вреда истцу со стороны казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в виде какого-либо конкретного действия или бездействия. Министерство не осуществляет формирование и обеспечение исполнения федерального бюджета, а в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" лишь составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации. Суд не принял во внимание требования статьи 17 федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей, что порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в котором предусмотрено, что финансирование расходов субъектов федерации на указанные цели осуществляется в пределах выделенных средств федерального бюджета. Все средства, выделенные в соответствии с законами о федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, Нижегородской области перечислены. Указом Губернатора Нижегородской области от 19.09.2001 N 37 "О порядке расходования средств федерального бюджета на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" на территории Нижегородской области" обеспечение целевого расходования федеральных средств на реализацию названных законов возложено на департамент финансов по труду и социальной защите населения. Отсутствие бюджетного финансирования на расходы по фактическому предоставлению льгот не может являться основанием для неисполнения обязанности по их возмещению, так как законодательством предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами. В этой связи надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Нижегородской области.
Кроме того, как полагает министерство финансов Российской Федерации, по делам о взыскании средств за счет казны Российской Федерации и по другим делам, по которым Министерство финансов Российской Федерации и территориальные органы Федерального казначейства уполномочены выступать в судах от имени Российской Федерации, они не должны оплачивать государственной пошлиной подаваемые ими апелляционные и кассационные жалобы.
Департамент финансов и налоговой политики администрации Нижнего Новгорода, департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области, МП "Теплоэнерго" в отзывах на кассационную жалобу сообщили, что считают решение суда законным и обоснованным, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Правительство Нижегородской области в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы. Ответчик указал, что, согласно действующему законодательству, именно Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета и противоправность его поведения заключалась в следующем: в Федеральном законе о федеральном бюджете на 2004 год не было предусмотрено достаточно средств для компенсации расходов хозяйствующих субъектов на реализацию льгот инвалидам.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, за исключением представителя Правительства Нижегородской области, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия.
Законность решения от 14.06.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6975/2005-27-180 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению главы администрации Нижнего Новгорода от 10.05.2001 N 1478-р администрация Ленинского района Нижнего Новгорода и МП "Теплоэнерго" заключили договор от 16.02.2004 N 71 на предоставление льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В пункте 2.1 договора указано, что стоимость договора определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных управлению социальной защиты администрации Советского района на 2004 год.
Во исполнение упомянутого соглашения МП "Теплоэнерго" в 2004 году предоставило льготы, предусмотренные в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на сумму 4318456 рублей 79 копеек (за вычетом суммы налога на добавленную стоимость), которые не возмещены. При этом денежные средства в пределах лимитов бюджетных обязательств выделены истцу в полном объеме. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела: актами сверки расчетов и платежными документами о передаче денежных средств.
Посчитав, что в связи с предоставлением льгот МП "Теплоэнерго" причинены убытки, муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, и его действие продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Материалами дела подтверждено, что денежные средства, полученные в 2004 году Нижегородской областью в лице министерства финансов Нижегородской области, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов, кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует, нецелевого расходования соответствующих средств федерального бюджета не установлено.
Следовательно, вывод суда о том, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета, обоснован и соответствует материалам дела.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемой ситуации Министерство финансов Российской Федерации являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2004 год (приложение N 7 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год").
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате необеспечения достаточного финансирования спорных расходов главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - Министерством финансов Российской Федерации, и правомерно взыскал их за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного суд округа отклонил доводы заявителя о необоснованном привлечении его к ответственности за причиненный вред. Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на то, что подаваемые им апелляционные и кассационные жалобы по делам о взыскании средств за счет казны Российской Федерации и по другим делам, по которым Министерство финансов Российской Федерации и территориальные органы Федерального казначейства уполномочены выступать в судах от имени Российской Федерации, не должны оплачиваться государственной пошлиной, отклоняется. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком по делу.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6975/2005-27-180 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.
Судьи
КАШИРСКАЯ Н.А.
НОГТЕВА В.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион