Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 17.10.2005 N А29-290/2005а Единовременные выплаты на обустройство специалистов являются компенсационными выплатами, которые не подлежат обложению единым социальным налогом.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 октября 2005 года Дело N А29-290/2005а

(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к муниципальному образовательному учреждению (далее - Учреждение, налогоплательщик) о взыскании 3812 рублей 07 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога.
Решением от 06.05.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2005 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа во взыскании 356 рублей налоговых санкций и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации. На его взгляд, единовременные выплаты на обустройство специалистов, установленные Указом Главы Республики Коми от 01.08.2000 N 302, не могут быть отнесены к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению единым социальным налогом.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, Инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, результаты которой оформила актом от 09.07.2004 N 06-17/1-25.
В ходе проверки, в частности, установлено, что в нарушение статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации в 2001 году налогоплательщик не включил в налогооблагаемую базу сумму единовременной выплаты (5000 рублей) на обустройство специалиста, выплаченную на основании Указа Главы Республики Коми от 01.08.2000 N 302, что привело к неуплате единого социального налога в сумме 1780 рублей.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 26.07.2004 N 06-17/1-25 о привлечении Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 356 рублей штрафа.
В добровольном порядке налоговая санкция не была уплачена, поэтому налоговый орган обратился за ее взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 217, 236, 237, подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 85 Конституции Республики Коми, пунктом 1 Указа Главы Республики Коми от 01.08.2000 N 302 "О мерах по привлечению и закреплению специалистов, прибывших на работу в сельскую местность после окончания высших учебных заведений", пришел к выводу о том, что единовременные выплаты на обустройство специалистов, являются компенсационными выплатами, которые не подлежат обложению единым социальным налогом, в связи с чем отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
К таким же выводам пришел и суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Согласно пункту 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс; в редакции, действовавшей в 2001 году) плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2001 году) объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно статье 87 Конституции Республики Коми (в редакции, действующей в спорный период) Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Коми.
Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории (пункт 1 статьи 85 Конституции Республики Коми), следовательно, во исполнение возложенных на него обязанностей вправе установить правовое регулирование указом.
В целях привлечения и закрепления специалистов, прибывших после окончания в 2000-м году и последующих годах высших и средних специальных учебных заведений на работу в сельскую местность, Глава Республики Коми издал Указ от 01.08.2000 N 302 "О мерах по привлечению и закреплению специалистов, прибывших на работу в сельскую местность после окончания высших учебных заведений", в котором установлено, что с 01.09.2000 таким специалистам, заключившим трудовой договор (контракт) на срок не менее 5 лет, предоставляется компенсация на обустройство в виде единовременной выплаты в размере 5000 рублей. Финансирование названных расходов осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Предоставление такой компенсации (единовременного пособия) предусмотрено в пункте 10 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Таким образом, компенсационная выплата, установленная Указом Главы Республики Коми от 01.08.2000 N 302, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Кодекса и не подлежит обложению единым социальным налогом.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Инспекции в удовлетворении требования о взыскании 356 рублей штрафа.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-290/2005а оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион