Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 17.10.2005 N А29-10742/2004а Суд правомерно признал недействительным приказ антимонопольного органа о включении истца в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, т.к. факт доминирующего положения истца на рынке услуг железнодорожных перевозок не доказан материалами дела.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 октября 2005 года Дело N А29-10742/2004а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Радченковой Н.Ш., судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И., при участии представителя от заявителя: Ермакова Э.Г. (доверенность от 26.01.2005 N 112), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2005 по делу N А29-10742/2004а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Князевой А.А., Баублисом С.Л., Протащуком В.Г., Шипиловой Э.В., по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь" о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31.08.2004 N 46 и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление, антимонопольный орган) от 31.08.2004 N 46 о включении Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Решением суда от 19.05.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2005 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель считает, что суд нарушил статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статью 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; выводы суда об отсутствии доказательств доминирующего положения и наличия доли на соответствующем товарном рынке более 35 процентов не соответствуют материалам дела. По его мнению, ОАО "Воркутауголь" правомерно включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, поскольку Общество является субъектом естественных монополий, в связи с чем занимает доминирующее положение на товарном рынке железнодорожных перевозок на территории прохождения подъездного пути, принадлежащего ему, и имеет стопроцентную долю на указанном рынке.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направило.
ОАО "Воркутауголь" и его представитель в судебном заседании против доводов антимонопольного органа возразили и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. По их мнению, вывод Управления о доминирующем положении Общества сделан в нарушение положений Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, и Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 03.06.1994 N 67.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Воркутауголь" является владельцем железнодорожного транспорта не общего пользования, железнодорожных путей не общего пользования, зданий, сооружений и подвижного состава. Антимонопольный орган приказом от 31.08.2004 N 46 включил Общество в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов.
Не согласившись с названным приказом, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьями 4, 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьями 432, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, и Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 03.06.1994 N 67, пунктом 6 Порядка формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154. При этом суд указал на недоказанность антимонопольным органом доминирующего положения Общества на рынке услуг железнодорожных перевозок.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации; ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями определяет Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Согласно статье 4 названного Закона товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами; доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Из пункта 8 статьи 12 данного Закона следует, что антимонопольный орган вправе устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
Определение границ рынка и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, производится антимонопольным органом по правилам, изложенным в Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом Государственным комитетом Российской Федерации по Антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 03.06.1994 N 67, и Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169 (далее - Порядок).
Как установлено судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов, Управление, сделав вывод о доминирующем положении Общества на рынке железнодорожных перевозок, не проанализировало и не оценило состояние конкурентной среды на данном товарном рынке, не определило доли участвующих в нем иных продавцов и состав покупателей (пункт 3 Порядка); географические границы указанного товарного рынка - не проверило наличие или отсутствие у потребителей (покупателей) возможности приобретать услуги по железнодорожным перевозкам у других грузоперевозчиков (пункт 4.2 Порядка).
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно счел факт доминирующего положения Общества на рынке услуг железнодорожных перевозок недоказанным, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый приказ антимонопольного органа недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражный суд Республики Коми применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суд не допустил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с заявителя судом не рассматривался в связи с его освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-10742/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
РАДЧЕНКОВА Н.Ш.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
ЧИГРАКОВ А.И.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион