Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 13.10.2005 N А82-6378/2005-31 Осуществление деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет привлечение к административной ответственности.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2005 года Дело N А82-6378/2005-31

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Башевой Н.Ю., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., при участии (в заседании 10.10.2005) заинтересованного лица Яковлевой Н.В. (паспорт 7804 N 359457 выдан Ярославским РОВД Ярославской области 19.03.2005), представителя от заинтересованного лица: Меметоняна А.И. (доверенность от 07.10.2005), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Валентиновны на решение от 29.07.2005 по делу N А82-6378/2005-31 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Потаповой Н.Л., по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области о привлечении индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Валентиновны к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Валентиновны к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.07.2005 Яковлева Н.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Яковлева Н.В. не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправомерно не применил приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68, применив не подлежащий применению приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, а также неправильно истолковал Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499.
По мнению предпринимателя Яковлевой Н.В., она не нарушала лицензионные требования, поскольку при перевозке пассажиров на принадлежащем ей транспорте все документы (по форме, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68) находились в наличии у водителей. Заявитель также указывает, что предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей были проведены ею лично, так как она имеет свидетельство о прохождении курса подготовки предрейсовых осмотров водителей. Наличие у лиц, осуществляющих предрейсовые осмотры водителей, соответствующего медицинского образования, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности законодательством не предусмотрено.
Управление в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным; просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали позицию, изложенную в жалобе.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.10.2005.
Законность решения, принятого Арбитражным судом Ярославской области, проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Яковлева Н.В. на основании лицензии АСС-76-001900 от 16.10.2001 осуществляет перевозку пассажиров автобусами на коммерческой основе.
Специалисты Управления 15.06.2005 провели проверку соблюдения предпринимателем условий, предусмотренных лицензией, при осуществлении перевозок пассажиров автобусами по Российской Федерации и выявили факты нарушения лицензионных требований, что зафиксировано в акте от 15.06.2005 N 35. В частности, установлено: в нарушение статей 20 и 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предрейсовые осмотры водителей автобусов проводятся не медицинским работником, послерейсовые осмотры не проводятся; в нарушение пункта 5.2.1. приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 отсутствуют паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков.
По результатам проверки в отношении предпринимателя составлен протокол от 15.06.2005 N 49-СВ об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ; руководитель Управления обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к ответственности.
Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области признал факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий лицензии и вину предпринимателя в совершении правонарушения установленными и доказанными материалами дела.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
Требования настоящего Положения обязательны в том числе и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами (пункт 1.3 Положения).
В пункте 5.2.1 названного Положения установлена обязанность владельцев автобусов составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Как следует из материалов дела и установлено Арбитражным судом Ярославской области, в нарушение указанных норм Положения перевозка пассажиров по маршруту N 30 на принадлежащем предпринимателю автобусе осуществлялась без паспорта маршрута и схемы движения транспортного средства.
Доводы заявителя о том, что наличие указанных документов необязательно, так как фактически автобус осуществлял разовую перевозку работников ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", обоснованно отклонены судом.
Материалами дела подтверждено, установлено судом и предпринимателем не опровергнуто, что принадлежащий ей автобус следовал по регулярному городскому маршруту N 30 и осуществлял, помимо перевозки работников завода, посадку пассажиров на остановках.
При указанных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о нарушении Яковлевой Н.В. лицензионных условий при осуществлении перевозок пассажиров, установленных в пункте 5.2.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
Доводы заявителя о неприменении судом приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку Яковлева Н.В. как предприниматель, осуществляющий деятельность по перевозке пассажиров, обязана соблюдать названный Приказ наравне с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2. Основанием же для обращения Управления в суд с заявлением о привлечении Яковлевой Н.В. к административной ответственности послужило невыполнение приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, а не приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым Положением о лицензировании указанных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499, медицинская деятельность включает в себя выполнение медицинских работ и услуг, в том числе проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.
В силу статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В статье 23 названного Федерального закона указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Аналогичное требование содержится в пункте 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" издало приказ от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.
Руководствуясь названными документами, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утвердило методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (письмо от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).
Из приведенных норм следует, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.
Из представленных в дело документов видно, что предрейсовые осмотры водителей проводились предпринимателем Яковлевой Н.В., не имеющей медицинского образования. Данный факт предпринимателем не отрицается.
При таких обстоятельствах вывод суда об осуществлении Яковлевой Н.В. деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных лицензией, соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление Управления о привлечении предпринимателя Яковлевой Н.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем перечисленная Яковлевой Н.В. по квитанции от 26.08.2005 государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-6378/2005-31 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Валентиновны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Яковлевой Надежде Валентиновне из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченную по квитанции от 26.08.2005.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
БАШЕВА Н.Ю.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
ЕВТЕЕВА М.Ю.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион