ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2005 года Дело N А82-2610/2005-14
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество, ООО) 16915 рублей штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
Решением суда от 08.07.2005 заявление удовлетворено частично. С ООО взыскан штраф в размере 9421 рубль. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, если сумма налогового вычета по единому социальному налогу превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то в силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, и должна учитываться при исчислении размера штрафа по статье 119 Кодекса.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.10.2005.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция в ходе камеральной проверки установила нарушение срока представления Обществом налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год (срок представления декларации - не позднее 30.03.2004, фактически представлена 29.09.2004). Исчисленный ООО налог, подлежащий уплате в бюджет на основании указанной декларации, составил 23552 рубля 87 копеек.
По результатам проверки заместитель руководителя Инспекции принял решение от 15.12.2004 N 11-11/22940 о привлечении ООО за допущенное нарушение к ответственности, предусмотренной в пункте 2 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в сумме 16915 рублей. Установив, что Общество не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 18734 рублей 87 копеек, применив их в качестве налогового вычета, Инспекция признала эту сумму недоимкой по налогу и учла ее при исчислении штрафа за несвоевременное представление декларации по единому социальному налогу.
ООО в срок, указанный в требовании налогового органа, штраф не уплатило, поэтому последний обратился за его взысканием в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 2 статьи 119, пунктами 2, 3 и 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что разница между суммой примененного налогового вычета и фактически уплаченной суммой страхового взноса не учитывается при исчислении штрафа за несвоевременное представление декларации по единому социальному налогу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса налоговой базой по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.
В пункте 2 статьи 243 Кодекса определено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу (абзац 4 пункта 3 названной статьи).
В пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 7 статьи 243 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Факт совершения Обществом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 119 Кодекса судом установлен, подтвержден материалами дела и налогоплательщиком не оспаривается.
Из санкции статьи 119 Кодекса следует, что размер штрафа за совершение данного правонарушения поставлен в зависимость от суммы налога, подлежащей уплате на основе представленной декларации.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерство финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).
Согласно Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 (зарегистрированной в Минюсте РФ от 05.11.2002 N 3900; действующей в спорный период) строка 0600 "Подлежит начислению в федеральный бюджет, всего", определяется как разница строк 0400 (сумма начисленного налога) и 0500 (сумма начисленных страховых взносов).
Материалы дела свидетельствуют о том, что представленная Обществом декларация по единому социальному налогу за 2003 год оформлена с соблюдением требований налогового законодательства; к уплате на основе этой декларации подлежит налог в сумме 23552 рубля 37 копеек.
Недоимка по единому социальному налогу, образовавшаяся в связи с применением Обществом налогового вычета (18734 рублей 87 копеек) в виде начисленных, но не полностью уплаченных страховых взносов (в порядке, установленном Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), не может учитываться при применении ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку применение штрафа за указанное налоговое правонарушение поставлено в зависимость от размера суммы, подлежащей к уплате на основе несвоевременно представленной декларации.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленного требования в части взыскания штрафа в сумме 7494 рублей.
Арбитражный суд Ярославской области нормы материального права применил правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене вынесенного судебного акта, не допустил.
С учетом изложенного решение суда является законным и отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу п. А82-2610/2005-14 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 13.10.2005 N А82-2610/2005-14 Разница между суммой примененного налогового вычета и фактически уплаченной суммой страхового взноса не учитывается при исчислении штрафа за несвоевременное представление декларации по единому социальному налогу.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион