Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 27.01.2006 N А17-1998/5 Все средства, полученные организациями системы государственного резерва от операций с материальными ценностями государственного резерва, а также иной хозяйственной деятельности, налогообложению не подлежат.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 января 2006 года Дело N А17-1998/5

(извлечение)
Управление Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (далее налоговый орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения (далее ГУ, Комбинат) 3375124 рублей 81 копейки налоговых санкций.
ГУ обратилось с встречным заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 18.03.2004 N 194.
Решением суда первой инстанции от 29.08.2005 требования Комбината удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований, заявленных Управлением, отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт, отказать в удовлетворении требований Комбинату и удовлетворить требования налогового органа.
------------------------------------------------------------------

Здесь и далее по тексту: Федеральный закон N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" имеет дату 31.12.2002, а не 19.12.2002. 19.12.2002 данный Закон был принят Государственной Думой РФ.
------------------------------------------------------------------
По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 2 и 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статью 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", статью 11 Федерального закона от 19.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Управление считает, что ГУ неправомерно воспользовалось при исчислении налога на добавленную стоимость и налога с продаж льготой, предусмотренной в статье 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ, поскольку положения данной нормы противоречат пункту 1 статьи 1 и главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в силу статьи 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ применению не подлежат. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ГУ в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, так как считают вынесенный судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.01.2006.
Законность вынесенного Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело повторную выездную налоговую проверку ГУ за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 и установило, что Комбинат в нарушение статей 143, 146, 154, 164 и 166 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислял и не уплачивал налог на добавленную стоимость с операций по реализации услуг (выполнению работ) организациям и индивидуальным предпринимателям. Сумма недоимки по налогу на добавленную стоимость составила 1248392 рубля 49 копеек.
Вопреки требованиям пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации за январь - декабрь 2001 года включительно налогоплательщик не представлял декларации по налогу на добавленную стоимость.
Кроме того, в нарушение пункта 4 Положения о применении Закона Ивановской области "О налоге с продаж", утвержденного постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 01.10.1998 N 287 Комбинат не включал в налоговую базу по налогу с продаж сумму налога на добавленную стоимость, что повлекло неуплату налога с продаж с размере 2493 рублей 17 копеек.
Результаты проверки оформлены актом от 16.02.2004 N 194дсп, рассмотрев который, руководитель Управления принял решение от 18.03.2004 N 194 о привлечении ГУ к ответственности за неуплату налога с продаж и налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в размере 109 рублей 92 копеек и 226477 рублей 23 копеек соответственно, за непредставление налоговых деклараций по налогу с продаж и налогу на добавленную стоимость в течение более 180 дней по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3148537 рублей 66 копеек.
Комбинат начисленные суммы не уплатил, поэтому Управление обратилось за их взысканием в арбитражный суд, а Комбинат обжаловал ненормативный акт налогового органа.
Отказав Управлению в удовлетворении требований, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статьей 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", статьей 11 Федерального закона от 19.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной в статье 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.
Согласно уставу ГУ находится в ведении Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного резерва.
Через комбинаты, предприятия, организации и учреждения, входящие в данную систему, Росрезерв, являясь органом государственной исполнительной власти, выполняет возложенные на него Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ функции, в том числе формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва (статьи 4 и 11 Федерального закона "О государственном материальном резерве").
Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и других операций с ними (заимствования, освежения, разбронирования и замены), регламентируется статьей 8 названного Закона.
В абзаце 2 данной статьи предусмотрено, что все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также иной хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действие данной нормы в 2001 году не прекращалось и не приостанавливалось.
Более того, законодатель в статье 11 Федерального закона от 19.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" распространил действие названной нормы и на 2002 год.
Учитывая изложенное и то, что вышеназванный Федеральный закон является законодательным актом о налогах и сборах, действие которого распространяется на часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую отношения в связи с уплатой федеральных налогов (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 27 "Налог с продаж"), положения абзаца второго статьи 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению наряду с нормами части второй названного Кодекса.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области сделал правильный вывод об обоснованном использовании ГУ льготы, установленной в абзаце втором статьи 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве", и правомерно отказал Инспекции во взыскании с Комбината искомых сумм налога с продаж и налога на добавленную стоимость, а также сумм налоговых санкций.
Нормы материального права Арбитражным судом Ивановской области применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, им не допущено, поэтому кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2005 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-1998/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион