Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 09.11.2005 N А29-2018/2005-3э Исковые требования о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, удовлетворены за счет казны субъекта РФ.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 ноября 2005 года Дело N А29-2018/2005-3э

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., при участии представителя от ответчика: Министерства финансов Республики Коми - Куницкой А.Ю., доверенность от 31.10.2005 N 9520, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Коми и муниципального унитарного предприятия "Райжилкомхоз", с. Айкино Республики Коми, на решение от 10.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.08.2005 по делу N А29-2018/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым А.Л., Дончевской О.А., Токаревым С.Д., Юркиной Л.Ю., по иску муниципального унитарного предприятия "Райжилкомхоз", с. Айкино Республики Коми, к администрации п. Жешарт муниципального образования "Усть-Вымский район", Республика Коми, 3-лица - Министерство финансов Республики Коми, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, муниципальное учреждение "Служба по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в Усть-Вымском районе", финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе о взыскании 4111955 рублей 59 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомхоз" (далее МУП "Райжилкомхоз") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации п. Жешарт муниципального образования "Усть-Вымский район" о взыскании 4111955 рублей 59 копеек затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг работникам образования и работникам культуры, проживавшим в сельской местности за период с января по декабрь 2004 года.
Определением от 11.04.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерство финансов Республики Коми, финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе, администрация муниципального образования "Усть-Вымский район" (далее администрация).
До принятия решения истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с администрации 70508 рублей 99 копеек за декабрь 2004 года, с Министерства финансов Республики Коми - 3086991 рубль 29 копеек за период с января по декабрь 2004 года, с Министерства финансов Российской Федерации - 954455 рублей 21 копейку за период с января 1997-го по 2002 год.
Суд первой инстанции решением от 10.06.2005 исковые требования удовлетворил частично, взыскав с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу МУП "Райжилкомхоз" 2619504 рубля 95 копеек убытков, с администрации за счет казны муниципального образования "Усть-Вымский район" - 70509 рублей 08 копеек убытков. В остальной части иска суд отказал, освободив от ответственности Министерство финансов Российской Федерации, администрацию п. Жешарт и финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2005 решение от 10.06.2005 изменено: с Министерства финансов Республики Коми в пользу МУП "Райжилкомхоз" взыскано 1545324 рубля 85 копеек. В остальной части решение оставлено без изменения. Размер требований, подлежащий удовлетворению, уменьшен в связи с необоснованным включением истцом в заявленные убытки суммы за оказанные жилищные услуги.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части взыскания убытков с казны Республики Коми.
По мнению лица, подавшего жалобу, источником финансирования льгот, установленных федеральным законодательством для граждан, работающих и проживающих в сельской местности, является федеральный бюджет. Порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанным гражданам определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377, в пункте 3 которых указано, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о фактически произведенных расходах. Из республиканского бюджета произведено расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2003 году в сумме 67723000 рублей, в 2004 году в сумме 105925000 рублей. При этом из федерального бюджета компенсировано на эти цели в 2003 году 19951000 рублей и в 2004 году 26112000 рублей. При таких обстоятельствах заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о возложении ответственности на субъект Российской Федерации. В соответствии со статьями 130 (пунктом 4), 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" Российская Федерация, предоставив льготы отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", обязана обеспечить материальную базу для реализации указанных льгот. Согласно законам о республиканском бюджете Республики Коми МУП "Райжилкомхоз" не являлся получателем бюджетных средств.
Ссылаясь на решение Верховного суда Республики Коми и постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", определяющие структуру платежей граждан за жилье, истец считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно исключил из суммы заявленных убытков льготы по оплате жилищных услуг.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, кроме Министерства финансов Республики Коми, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 10.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 15.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Райжилкомхоз" в соответствии с договором от 01.02.2004 N 18 "О возмещении расходов на предоставляемые льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг" и во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" и постановления Совета Министров РСФСР от 26.01.1988 N 31 предоставляло в 2004 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам и работникам культуры, проживающим в домах муниципального фонда на территории Жешартского поселкового совета. Кроме того, в 1997 - 2003 годах указанным категориям граждан также предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Невозмещенные расходы истца по предоставлению льгот составили 4111955 рублей 59 копеек, что подтверждено представленными в дело доказательствами.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расходы истца по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан должны возмещаться за счет казны Российской Федерации, нельзя признать правильными.
По правилам статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Признав обоснованным требование в размере 1545324 рублей 85 копеек, суд апелляционной инстанции правомерно взыскал убытки с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Довод МУП "Райжилкомхоз" о необоснованном исключении судом апелляционной инстанции стоимости льгот по оплате жилищных услуг судом округа отклоняется.
В соответствии с указанными нормативными актами льготы педагогическим работникам и работникам культуры, проживающим в сельской местности, предоставляются по оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газа, электрической и тепловой энергии).
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм.
В пункте 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что объектом найма жилого помещения является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом).
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, к жилищным услугам относятся содержание, текущий и капитальный ремонт мест общего пользования в жилых зданиях.
Таким образом, места общественного пользования многоквартирного дома, а также его оборудование к жилым помещениям не относятся и поэтому суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные истцом справки о сумме расходов, пришел к правильному выводу о том, что истец неправомерно в общую сумму предоставленных льгот включил расходы по оплате жилищных услуг. Спорное требование не основано на нормах права, поэтому суд обоснованно отказал МУП "Райжилкомхоз" в иске, изменив решение суда первой инстанции от 10.06.2005 в этой части.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина по жалобе относится на заявителей и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае Министерство финансов Республики Коми является ответчиком по делу, поэтому, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Учитывая заявленное Министерством финансов Республики Коми ходатайство суд округа счел возможным уменьшить размер государственной пошлины до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2018/2005-3э оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Республики Коми и муниципального унитарного предприятия "Райжилкомхоз", с. Айкино Республики Коми, - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Райжилкомхоз", с. Айкино Республики Коми, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.
Судьи
КАШИРСКАЯ Н.А.
НОГТЕВА В.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион