ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 ноября 2005 года Дело N А11-1274/2005-К2-19/73
(извлечение)
Администрация округа Кольчугино Владимирской области (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее УФАС по Владимирской области; Управление) от 30.11.2004 по делу N 189/04.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее ООО "Ритуал").
Решением от 03.06.2005 заявленное Администрацией требование удовлетворено: оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2005 с учетом определения об исправлении опечатки от 15.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, УФАС по Владимирской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статью 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Управление считает, что правомерно признало постановление главы администрации округа Кольчугино от 30.03.2000 N 408 противоречащим требованиям пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку ООО "Ритуал", наделенное в результате принятия этого постановления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, стало заниматься отводом мест для захоронения, в результате чего, используя данное преимущество путем отказа другим предприятиям в выделении соответствующих мест, устраняет состязательность с целью монополизации данного рынка. Оказываемые ООО "Ритуал" платные услуги по погребению являются продуктами деятельности, предназначенными для продажи или иного введения в оборот, поэтому входят в предмет контроля антимонопольного органа.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу против доводов УФАС по Владимирской области возразила, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Администрации в судебном заседании подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
ООО "Ритуал" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Управление и ООО "Ритуал" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность судебных актов Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, глава администрации округа Кольчугино Владимирской области принял во исполнение статей 9 и 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" постановление от 30.03.2000 N 408 о возложении на ООО "Ритуал" обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания гарантированных услуг по погребению, указанных в пункте 1 постановления главы местного самоуправления города Кольчугино от 25.03.1996 N 219.
Комиссия УФАС по Владимирской области, рассмотревшая заведенное по данному факту в отношении Администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства N 189/04, приняла решение от 30.11.2004 о признании указанного постановления Администрации противоречащим пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" вследствие того, что этим постановлением не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела (в форме МУП или учреждения), а наделен полномочиями этой службы хозяйствующий субъект, оказывающий ритуальные услуги, в результате чего он поставлен в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги на территории округа Кольчугино Владимирской области.
На основании данного решения Управление выдало Администрации предписание от 30.11.2004, обязывающее отменить постановление от 30.03.2000 N 408 и сообщить о выполнении данного предписания в срок до 10.03.2005.
Администрация обжаловала указанные решение и предписание антимонопольного органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3, статьями 4, 7 и 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьей 9 и 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". При этом суд исходил из того, что оказание гражданам ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, осуществляется специализированной службой безвозмездно, то есть не является предпринимательской деятельностью и поэтому не подлежит контролю со стороны антимонопольного органа.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон) данный Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации.
Определения понятий "товар" и "товарный рынок" содержатся в статье 4 Закона: товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
В пункте 1 статьи 7 Закона установлен запрет органам местного самоуправлении принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; к разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); к ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов (статья 8 Закона).
Из приведенных норм следует, что акты указанных органов подлежат антимонопольному контролю в том случае, если они ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу изложенного Арбитражный суд Владимирской области сделал правильный вывод о том, что ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень, носят некоммерческий характер, поскольку оказываются гражданам безвозмездно. Впоследствии средства, потраченные на оказание этих услуг, возмещаются специализированной организации за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, установленном органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации независимо от реальной себестоимости.
Таким образом, ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень, предпринимательской деятельностью не являются, как товар на рынке ритуальных услуг не выступают и влияния на конкуренцию не оказывают.
Согласно статьям 9, 25 и 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела, в том числе по оказанию ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, осуществляется органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Арбитражный суд Владимирской области на основе полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств установил, что ООО "Ритуал" является специализированной организацией по вопросам похоронного дела в округе Кольчугино Владимирской области.
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Администрация при принятии искомого постановления о возложении обязанностей по оказанию ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушила статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Довод Управления о том, что указанное постановление нарушает антимонопольное законодательство, поскольку в результате его принятия ООО "Ритуал" наделено полномочием по распределению мест захоронения, признан необоснованным, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.1 Положения о порядке оказания ритуальных услуг и содержания кладбищ на территории округа Кольчугино, утвержденного решением Кольчугинского Совета народных депутатов от 22.07.2004 N 492/30, специализированная служба обязана соблюдать установленную органом местного самоуправления норму отвода именно бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения. Кроме того, на ООО "Ритуал" постановлением Администрации от 30.03.2000 N 408 возложены обязанности по оказанию услуг, входящих в гарантированный перечень.
При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области правомерно признал незаконными оспариваемые решение и предписание УФАС по Владимирской области.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Владимирской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2005 по делу N А11-1274/2005-К2-19/73 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 09.11.2005 N А11-1274/2005-К2-19/73 Не подлежит контролю со стороны антимонопольного органа оказание гражданам ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, осуществляемых специализированной службой безвозмездно.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион