ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 7 ноября 2005 года Дело N А79-2710/2005
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Каширской Н.А., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., при участии представителей от истца: Куварзиной И.А. - директора, Белоусовой А.В. по доверенности от 21.10.2005, от ответчика: Степановой Е.А. по доверенности от 03.11.2005, Яхварова С.Г. по доверенности от 20.05.2005, от третьего лица - ЗАО "Бизнес-партнер": Чашковой Э.С. по доверенности от 18.03.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Проф Аудит", г. Чебоксары, на решение от 05.08.2005 по делу N А79-2710/2005 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьей Еруковой Г.М., по иску общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Проф Аудит", г. Чебоксары, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике, г. Чебоксары, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество "Аудиторская компания "Бизнес-партнер", г. Чебоксары, федеральное государственное унитарное предприятие Учреждение ЮЛ-34/1, г. Чебоксары, федеральное государственное унитарное предприятие Учреждение ЮЛ-34/3, г. Новочебоксарск Чувашской Республики, федеральное государственное унитарное предприятие Учреждение ЮЛ-34/5, г. Козловка Чувашской Республики, федеральное государственное унитарное предприятие Учреждение ЮЛ-34/6, г. Новочебоксарск Чувашской Республики, о признании недействительными решений о результатах открытого конкурса, оформленных протоколами конкурсных комиссий от 10 и 11 марта 2005 года, и
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Проф Аудит" (далее - ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике о признании недействительными решений о результатах открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для проведения ежегодного обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий Учреждений ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6 по итогам 2004 финансового года, оформленных протоколами конкурсных комиссий от 10 и 11 марта 2005 года.
Определениями от 13.05.2005 и 08.06.2005 суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество "Аудиторская компания "Бизнес-партнер" (далее - ЗАО "Бизнес-партнер") и федеральные государственные унитарные предприятия учреждения ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6 (далее - ФГУП учреждения ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6).
Суд первой инстанции решением от 05.08.2005 отказал в удовлетворении иска, поскольку истец нарушил срок представления конкурсной документации. Доказательства наличия в этом вины ответчика в дело не представлены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение.
По мнению лица, подавшего жалобу, суд неправомерно не принял во внимание нарушение ответчиком процедуры проведения конкурса: организатор не известил истца надлежащим образом о порядке проведения конкурса и оформления участия в конкурсе; организация и проведение конкурса осуществлялись ненадлежащим лицом - ответчиком, а не предприятиями. Суд не применил к рассматриваемым отношениям Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", который подробно регламентирует порядок проведения открытого конкурса. Уведомление о возврате истцу конкурсных предложений подписано неуполномоченным лицом. Истец незаконно не был допущен к участию в конкурсе, что нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представители ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит" поддержали кассационную жалобу.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике в отзыве и устно в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить в силе оспариваемый судебный акт, как законный и обоснованный. Ответчик считает, что им не нарушены ни материальные, ни процессуальные нормы права, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов истца. Главная причина, по которой истец не смог принять участие в конкурсе, - это пропуск им пресекательного срока (15 дней с даты направления приглашения) представления технических и финансовых предложений на участие в конкурсе. Суд правомерно руководствовался Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудитора организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 409 (далее - Правила).
Третье лицо по делу - ЗАО "Бизнес-партнер" - просит оставить без изменения решение суда. Суд установил, что истец нарушил пункт 7 Правил в части срока представления организатору конкурса предложений, касающихся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки. Поэтому действия ответчика по возврату аудиторской организации (истцу) ее предложений в нераспечатанном виде являются обоснованными.
ФГУП учреждения ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6 надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Законность решения от 05.08.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2710/2005 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике поместило в газете "Вести Чувашии" за 21.01.2005 информацию о проведении 10 и 11 марта 2005 года конкурса ежегодного аудита ФГУП учреждений ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6, ЮЛ-34/8.
ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит" 24.01.2005 направило заявку N 19 на участие в конкурсе и 11.02.2005 получило приглашение (письмо от 10.02.2005 N 21/25-425) на участие в конкурсе, к которому приложены техническое задание на проведение аудита, информация об организациях, подлежащих обязательному аудиту, и проекты договоров на оказание аудиторских услуг.
Письмом от 25.02.2005 N 59/1 истец направил в адрес ответчика пакет конкурсной документации на участие в конкурсе на проведение ежегодного обязательного аудита ФГУП учреждений ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6, который был получен ответчиком 04.03.2005.
Решениями конкурсных комиссий от 10 и 11 марта 2005 года победителем конкурсов по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2004 финансового года признано ЗАО "Аудиторская компания "Бизнес-партнер".
Письмом от 16.03.2005 N 21/25-770 ответчик возвратил истцу его предложения в нераскрытых конвертах в связи с получением их по истечении срока, установленного Правилами. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
В пунктах 2, 3 Правил предусмотрено, что конкурс проводится ежегодно и является открытым. Организатором конкурса является орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту.
В рассматриваемой ситуации организатором конкурса выступило Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике, поскольку учредителем ФГУП учреждений ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6 является Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Вместе с тем организация и проведение конкурса не органом управления предприятий, как это определено в Правилах, а учредителем предприятий не являются нарушением порядка проведения конкурса, влекущим за собой признание результатов конкурса недействительными. Победитель конкурса ЗАО "Аудиторская компания "Бизнес-партнер" заключил договоры с ФГУП учреждениями ЮЛ-34/1, ЮЛ-34/3, ЮЛ-34/5, ЮЛ-34/6.
В силу пункта 4 Правил организатор конкурса: извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке определения аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора; в течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляет сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций. В случае получения менее двух заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса.
В пункте 6 Правил установлено, что организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направляет ей приглашение, которое должно содержать: техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов; образец договора на оказание аудиторских услуг.
Нарушения ответчиком изложенных положений не допущено. Приглашение на участие в конкурсе направлено истцу в установленный срок с приложением технического задания, проектов договоров на оказание аудиторских услуг и иной необходимой информации (письмо от 10.02.2005, л. д. 10).
В силу пункта 7 Правил в течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки. Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.
Указанное требование было соблюдено ответчиком, который возвратил истцу его предложения в установленном порядке, в связи с пропуском 15-дневного срока. Решение о возвращении ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит" его предложений в нераспечатанном виде отражено в пунктах пяти протоколов конкурсной комиссии от 10 и 11 марта 2005 года.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительными решений о результатах открытого конкурса, оформленных протоколами конкурсных комиссий от 10 и 11 марта 2005 года, не имелось, и суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушениях процедуры проведения открытого конкурса не принимаются. ООО "Аудиторская фирма "Проф Аудит" не представило доказательств того, что несоблюдение им 15-дневного срока с даты направления приглашения для представления предложений обусловлено нарушением организатором конкурса процедуры его проведения. Ссылка на необходимость применения Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" несостоятельна, так как истец не указал, какие требования названного Закона нарушены ответчиком.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2710/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Проф Аудит", г. Чебоксары, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
КАШИРСКАЯ Н.А.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ПРОНИНА С.А.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 07.11.2005 N А79-2710/2005 В иске о признании недействительными решений о результатах открытого конкурса, оформленных протоколами конкурсных комиссий, отказано правомерно, т.к. истец нарушил срок представления конкурсной документации.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион