ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 октября 2005 года Дело N А79-5749/2004-СК1-5353
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительными требований от 07.06.2004 N 1266, 1646, решений от 15.06.2004 N 532, 559, 612, от 16.06.2004 N 282, 287 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России, далее - Инспекция, налоговый орган).
Заявлением от 27.01.2005 ОАО отказалось от признания недействительными требований от 07.06.2004 N 1266, 1646.
Решением от 13.05.2005 заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции от 15.06.2004 N 559, 612, от 16.06.2004 N 287 признаны недействительными полностью; решения от 15.06.2004 N 532, от 16.06.2004 N 282 - в сумме 2074085 рублей 73 копеек. В остальном - в удовлетворении заявления по признанию недействительными решений налогового органа отказано.
Производство по делу в части признания недействительными требований Инспекции от 07.06.2004 N 1266, 1646 прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2005 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права; а именно статьи 46, 69, 70, 75, 237, 243 Налогового кодекса Российской Федерации; его выводы не соответствуют правовым позициям, изложенным в пункте 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
ОАО в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы заявителя кассационной жалобы отклонили, указав на правомерность состоявшихся решения и постановления.
Представитель налогового органа в судебном заседании свою позицию по делу подтвердил.
Законность судебных актов, принятых Арбитражным судом Чувашской Республики, проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.06.2004 налоговым органом налогоплательщику направлены требования N 1646 на сумму 10051660 рублей 72 копеек (с учетом изменений) и N 1266 на сумму 2308583 рубля 14 копеек со сроком исполнения 14.06.2004.
Требования Обществом не исполнены, поэтому в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией вынесены решения от 15.06.2004 N 559, 612, 532 на суммы пеней 2216719 рублей 72 копейки, 13593000 рублей, 22307683 рубля 14 копеек соответственно.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынес решения о взыскании в том числе пеней за счет имущества налогоплательщика: от 16.07.2004 N 287, 282 на сумму пеней - 15809719 рублей 72 копейки и 2307683 рубля 14 копеек.
Не согласившись с актами контролирующего органа, ОАО обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 и исходил из того, что законные основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствуют.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В пункте 9 положения названной нормы распространены также и для взыскания пеней за несвоевременную уплату налогов.
На основании статей 69 и 70 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующих пеней.
Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 Кодекса).
Из смысла пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что досудебное урегулирование спора по вопросу, связанному с уплатой (взысканием) недоимки и пеней, в том числе в бесспорном порядке, предполагает обязательно указание налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают исчисляться пени и ставки пеней.
Материалы дела свидетельствуют о том, что одним из оснований начисления пеней по налогам и сборам, взыскиваемым по оспариваемым решениям Инспекции, является недоимка по налогам и сборам, срок уплаты которых наступил до 08.01.2004.
Арбитражный суд Чувашской Республики, всесторонне, объективно и полно исследовав доказательства по делу, установил, что Инспекция при вынесении решений от 15.06.2004, 16.06.2004 о принудительном взыскании сумм задолженности по пеням за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, пропустила срок на принудительное взыскание спорных пеней по решениям N 559, 612, 287 полностью, по решению N 532 - на сумму 2074085 рублей 73 копейки, по решению N 282 - на сумму 2074085 рублей 73 копейки.
Материалам дела (в том числе расшифровкам начисления пеней налогового органа) данный вывод суда не противоречит.
Из материалов дела видно, что искомые суммы пеней, в том числе начислены Инспекцией на ежемесячные авансовые платежи Общества по единому социальному налогу в спорный период.
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода и сумму уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Из смысла указанных норм следует, что начисление пеней производится со следующего дня после даты, установленной для уплаты налога или сбора, а не ежемесячного авансового платежа.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности взыскания с налогоплательщика пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Поскольку начисление пеней возможно только по итогам квартала, с учетом порядка, установленного приведенными выше нормами, вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований в части взыскания пеней по авансовым платежам соответствует нормам материального права и не противоречит материалам дела.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, как несостоятельные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики правильно. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, им не допущено, поэтому указанные акты являются законными и отмене не подлежат.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-5749/2004-СК1-5353 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 31.10.2005 N А79-5749/2004-СК1-5353 В связи с пропуском срока исковой давности требование налогового органа о взыскании штрафных санкций является незаконным. Налоговым законодательством не предусмотрена возможность взыскания пени за нарушение сроков уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион