Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 26.10.2005 N А29-9467/2004-2э При недостаточности собственных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 октября 2005 года Дело N А29-9467/2004-2э

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации муниципального образования "Город Сосногорск", г. Сосногорск Республики Коми, на постановление суда апелляционной инстанции от 03.06.2005 по делу N А29-9467/2004-2э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьями Тугаревым С.В., Горбатовым Ф.П., Козловым О.Г., по иску предпринимателя Амон Эдуарда Леонидовича, г. Сыктывкар Республики Коми, к администрации муниципального образования "Город Сосногорск", г. Сосногорск Республики Коми, о взыскании 1821955 рублей и
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Амон Эдуард Леонидович обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования "Город Сосногорск" (далее - администрация МО "Город Сосногорск") о взыскании в субсидиарном порядке 1821955 рублей задолженности по договору от 01.10.2001 на исполнение муниципального заказа по содержанию и обслуживанию объектов внешнего благоустройства, озеленения придомовой территории и иных элементов благоустройства города Сосногорска, заключенному между муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска" (далее - МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска") и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтодор". Требование заявлено на основании договора купли-продажи дебиторской задолженности МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" от 16.12.2003 N 195.
Решением от 09.03.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
Установив факт неисполнения должником принятых на себя по договору обязательств и отсутствия денежных средств на его счетах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением от 03.06.2005 решение отменил, взыскал с администрации МО "Город Сосногорск" 1821955 рублей долга. Государственную пошлину в сумме 500 рублей отнес на орган местного самоуправления.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, администрация МО "Город Сосногорск" обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции от 03.06.2005 отменить.
Заявитель считает неправомерным привлечение его к субсидиарной ответственности по долгам МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" ввиду того, что администрация, как исполнительный орган местного самоуправления, не наделена полномочиями собственника муниципального имущества. Собственником имущества муниципального учреждения является МО "Город Сосногорск".
Законность судебного акта оспаривается и в части взыскания с администрации государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная жалоба на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми по данному делу рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 21.06.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2105/2004-1э с МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" взыскано в пользу предпринимателя Амон Э.Л. 1821955 рублей задолженности по договору от 01.10.2001 на исполнение муниципального заказа по содержанию и обслуживанию объектов внешнего благоустройства, озеленения придомовой территории и иных элементов благоустройства города Сосногорска, заключенному между должником и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтодор".
Взыскание долга в пользу истца произведено в связи с реализацией ему дебиторской задолженности МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" по договору купли-продажи и передачи дебиторской задолженности от 16.12.2003 N 195.
Предъявленный в Службу судебных приставов г. Сосногорска исполнительный лист возвращен взыскателю со ссылкой на отсутствие денежных средств на счетах должника (акт о невозможности взыскания от 26.07.2004, постановление от 19.10.2004).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя с иском о взыскании задолженности за счет субсидиарного должника - администрации МО "Город Сосногорск".
Основной должник - МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" - по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно Уставу МУ "Служба единого заказчика ЖКХ г. Сосногорска" учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении администрации города Сосногорска и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество учреждения является собственностью администрации города Сосногорска.
В статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований имущественные права и обязанности приобретают и выступают в суде органы местного самоуправления. Поэтому администрация МО "Город Сосногорск" является надлежащим ответчиком по делу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, то есть муниципальной казной. Таким образом, администрация МО "Город Сосногорск" должна нести субсидиарную ответственность за счет казны муниципального образования. В этой связи резолютивная часть постановления подлежит уточнению.
Довод заявителя о неправомерном взыскании государственной пошлины судом округа отклоняется. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае администрация муниципального образования "Город Сосногорск" является ответчиком по делу.
Обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя. При подаче жалобы ответчику в соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 1000 рублей до окончания судебного разбирательства по делу, следовательно, администрации муниципального образования "Город Сосногорск" надлежит уплатить ее в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 03.06.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-9467/2004-2э оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Сосногорск" - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть постановления, изложив абзац 3 в следующей редакции:
"Взыскать с администрации муниципального образования "Город Сосногорск" за счет казны муниципального образования "Город Сосногорск" в порядке субсидиарной ответственности в пользу предпринимателя Амон Эдуарда Леонидовича 1821955 рублей долга".
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Сосногорск" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей. Арбитражному суду Республики Коми в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ПРОНИНА С.А.
Судьи
СИНЯКИНА Т.В.
ТЕРЕШИНА Н.М.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион