Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 26.10.2005 N А29-11487/2004а Оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа является законным и обоснованным, т.к. злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны истца установлено материалами дела. Истец правомерно включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 октября 2005 года Дело N А29-11487/2004а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Хлебокомбинат" на решение от 01.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2005 по делу N А29-11487/2004а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Князевой А.А., Баублисом С.Л., Протащуком В.Г., Елькиным С.К., по заявлению открытого акционерного общества "Хлебокомбинат" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.09.2004 N 03-30-782, а также приказа антимонопольного органа от 12.11.2004 N 109 и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хлебокомбинат" (далее ОАО "Хлебокомбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее УФАС по Республике Коми, Управление) от 23.09.2004 N 03-30-782, а также приказа антимонопольного органа от 12.11.2004 N 109.
Решением от 01.04.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ОАО "Хлебокомбинат" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил статью 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не применил положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст.
Общество считает, что Управление неправомерно внесло его в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на локальном рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями на территории города Усинска, поскольку предприятие является производителем хлеба и хлебобулочных изделий, а оптовая торговля данными товарами не отнесена к его уставным видам деятельности. Оптовая торговля представляет собой реализацию крупных партий товара, ранее приобретенных торговой организацией у иных хозяйствующих субъектов, а не произведенных ею товаров, что подтверждается наличием в утвержденной постановлением Федеральной службой государственной статистики от 03.11.2004 N 50 форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ, услуг" разделов N 3 и 5 соответственно "Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания, платные услуги" и "Производство и отгрузка по видам продукции и услуг".
УФАС по Республике Коми в отзыве на кассационную жалобу против доводов ОАО "Хлебокомбинат" возразило, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В ходатайстве от 24.10.2005 N 504/67юр Общество просило рассмотреть дело без его участия.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.
Законность вынесенных судебных актов Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УФАС по Республике Коми провело анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, географические границы которого включают в себя административную территорию муниципального образования "Город Усинск", и установило, что доля ОАО "Хлебокомбинат" на данном рынке в 2003 году составила 69,2 процента, а в январе - марте 2004 года - 64,2 процента.
Результаты проверки оформлены справкой от 12.11.2004, рассмотрев которую, руководитель управления издал приказ от 12.11.2004 N 109 о включении Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Комиссия УФАС по Республике Коми 23.09.2004 рассмотрела возбужденное в отношении ОАО "Хлебокомбинат" дело по признакам нарушения требований антимонопольного законодательства и установила, что Общество, занимающее доминирующее положение на локальном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий города Усинска, злоупотребило данным положением путем необоснованного повышения оптово-отпускных цен на хлеб в период с 01.01.2003 по 31.01.2004 посредством включения в калькуляцию цен на хлеб от 27.09.2003 завышенных цен на муку пшеничную первого сорта, муку ржаную обдирную, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов - оптовых потребителей хлеба ОАО "Хлебокомбинат", осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Усинск".
По итогам рассмотрения данного дела комиссия Управления приняла решение от 23.09.2004 N 03-30-782: признать ОАО "Хлебокомбинат" нарушившим требования статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; выдать ОАО "Хлебокомбинат" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 177621 рубля 50 копеек, полученного в результате нарушения статьи 5 названного Закона.
Во исполнение данного решения антимонопольный орган выдал Обществу предписание от 23.09.2004 N 03-30-782: перечислить в трехмесячный срок с даты получения этого предписания в федеральный бюджет доход в размере 177621 рубля 50 копеек; представить в УФАС по Республике Коми письменные доказательства, подтверждающие исполнение предписания.
ОАО "Хлебокомбинат" обжаловало названные приказ решение и предписание Управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 12 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пунктами 6 и 7 Порядка формирования и ведения Реестра субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154, а также положениями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации от 20.12.1996 N 169. При этом суд исходил из того, что законные основания для признания недействительными оспариваемых приказа, решения и предписания антимонопольного органа отсутствуют.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон) запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 4 Закона доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
На основании пункта 2 статьи 18 названного Закона хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара более 35 процентов, подлежат включению в специальный реестр, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных названной нормой полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 19.02.1996 N 154 утвердило Порядок формирования и ведения Реестра субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В соответствии с пунктом 6 данного Порядка при формировании Реестра используется следующая информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35 процентов на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации): результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого антимонопольным органом, органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения антимонопольными органами дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, а также ходатайства, уведомления и сведения, представляемые в антимонопольные органы в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Арбитражный суд Республики Коми, всесторонне, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку УФАС по Республике Коми об анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий в городе Усинске, справки администрации муниципального образования "Город Усинск" об организациях, осуществляющих оптовую торговлю и розничную реализацию хлеба и хлебопродуктов на территории этого муниципального образования, справки об объемах реализации хлеба и хлебобулочных изделий ОАО "Хлебокомбинат", ООО "фирма "Одесса", ООО "Транзит", ООО "Усасельторг", Усинского Райпо, ООО "Стройсервис" (том 1, листы дела 51 - 53, 56 - 60), установил, что доля ОАО "Хлебокомбинат" на рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, ограниченном пределами муниципального образования "Город Усинск", составила в 2003 году 69,2 процента, а в первом квартале 2004 года - 64,2 процента.
Документов, опровергающих данные фактические обстоятельства, материалы дела не содержат.
Довод Общества о том, что оно не является хозяйствующим субъектом, занимающимся оптовой реализацией хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку понятие данного вида деятельности следует определять исходя из положений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, и постановления Федеральной службой государственной статистики от 03.11.2004 N 50 признан необоснованным в силу следующего.
В статье 1.1 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, регулирующих отношения, предусмотренные статьей 2 данного Закона.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что антимонопольный орган, руководствуясь соответствующими положениями антимонопольного законодательства, обоснованно установил, что оптовая реализация хлеба и хлебобулочных изделий в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на данном рынке включает в себя также оптовую реализацию указанных товаров их производителем.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций правомерно сделал вывод об отсутствии законных оснований для отмены приказа УФАС по Республике Коми о включении Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Арбитражный суд Республики Коми установил, и это не отрицается ОАО "Хлебокомбинат", что оно необоснованно повысило оптово-отпускные цены на хлеб в период с 01.01.2003 по 31.01.2004 посредством включения в калькуляцию цен на хлеб от 27.09.2003 завышенных цен на муку пшеничную первого сорта, муку ржаную обдирную.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что Общество в результате данных действий злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов - оптовых потребителей хлеба ОАО "Хлебокомбинат", осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Усинск", то есть нарушило предусмотренный в статье 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрет, и поэтому правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительными решения и предписания УФАС по Республике Коми от 23.09.2004 N 03-30-782.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на ОАО "Хлебокомбинат".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2005 по делу N А29-11487/2004а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хлебокомбинат" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Хлебокомбинат".
Открытому акционерному обществу "Хлебокомбинат" доплатить в бюджет государственную пошлину в сумме 500 рублей с кассационной жалобы в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, и представить доказательства уплаты государственной пошлины Арбитражному суду Республики Коми.
В случае непредставления доказательств уплаты государственной пошлины Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист на ее взыскание.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
Судьи
ЕВТЕЕВА М.Ю.
ЧИГРАКОВ А.И.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион