Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 24.10.2005 N А79-3162/2005 Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 24 октября 2005 года Дело N А79-3162/2005

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения от 14.03.2005 N 10-06/81 Инспекции Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) в части взыскания налоговых санкций в сумме 117214 рублей 60 копеек в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция заявила встречное требование о взыскании с ООО налоговых санкций в сумме 117214 рублей 60 копеек.
Решением от 10.06.2005 заявленное требование удовлетворено в части взыскания штрафа в сумме 85824 рублей 60 копеек. В остальной части в удовлетворении требования Обществу отказано.
Встречное заявление Инспекции удовлетворено в части взыскания с Общества 15000 рублей налоговых санкций.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требования Обществу.
Заявитель считает, что Арбитражный суд Чувашской Республики неправильно применил пункт 1 статьи 112, статьи 114, 289 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, уменьшение подлежащего взысканию штрафа с учетом наличия смягчающих вину обстоятельств произведено судом необоснованно. Инспекция полагает, что не могут быть признаны смягчающими вину следующие обстоятельства: невозможность представления достоверных налоговых деклараций вследствие изъятия первичных бухгалтерских документов органами прокуратуры, болезнь главного бухгалтера Общества, своевременная уплата налогов в бюджет. Общество также не представило доказательств того, что им были предприняты меры по своевременному представлению налоговой отчетности.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 24.10.2005.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки ООО по вопросу своевременности представления в налоговый орган налоговых деклараций Инспекция установила факт несвоевременного представления деклараций по налогу на прибыль за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2004 года.
По результатам проверки составлен акт от 22.02.2005 N 10-06/81, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 14.03.2005 N 10-06/81 о привлечении Общества за указанное правонарушение к налоговой ответственности, предусмотренной в пунктах 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 117214 рублей 60 копеек и предложил в срок, указанный в требовании, уплатить данную сумму.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
ООО не исполнило требование Инспекции о перечислении указанной суммы в добровольном порядке, поэтому налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования (частично), Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд учел наличие смягчающих вину обстоятельств и снизил размер взыскиваемых налоговых санкций до 15000 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В пунктах 1 и 3 статьи 289 Кодекса указано, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей, а также должны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Таким образом, обязанность представления декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов указанной суммы и не менее ста рублей (пункт 1 статьи 119 Кодекса).
В пункте 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Кодекса при назначении наказания за налоговые правонарушения судом устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит, в связи с чем отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда.
Из пункта 3 статьи 114 следует, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Арбитражный суд Чувашской Республики всесторонне и полно исследовал имеющиеся в деле доказательства установил наличие обстоятельств, смягчающих вину Общества: невозможность представления достоверных налоговых деклараций вследствие изъятия первичных бухгалтерских документов органами прокуратуры, болезнь главного бухгалтера Общества, своевременная уплата налогов в бюджет, - которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат. Материалам дела данные фактические обстоятельства не противоречат.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы отклоняются.
При принятии решения Арбитражным судом Чувашской Республики нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, им не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-3162/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион