Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 24.10.2005 N А29-1809/2005а Антимонопольный орган вправе истребовать у общества информацию о владельцах свыше 10 процентов акций с правом голоса в уставном капитале.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 24 октября 2005 года Дело N А29-1809/2005а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Башевой Н.Ю., судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И., при участии представителей от заявителя: Каневой А.В. (доверенность от 06.10.2005 N 209), от заинтересованного лица: Черной Е.М. (доверенность от 13.01.2005 N 01-26-14), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Комиинтеравиа" на решение от 29.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.2005 по делу N А29-1809/2005а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Князевой А.А., Баублисом С.Л., Протащуком В.Г., Шипиловой Э.В., по заявлению открытого акционерного общества "Комиинтеравиа" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комиинтеравиа" (далее по тексту - ОАО "Комиинтеравиа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения от 25.02.2005 N 03-39-227 и предписания от 25.02.2005 N 03-39-227, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление, антимонопольный орган), в соответствии с которыми оно признано виновным в нарушении требований антимонопольного законодательства.
Решением суда от 29.04.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2005 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "Комиинтеравиа" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не применил подлежащий применению Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ОАО "Комиинтеравиа", оспариваемые им решение и предписание являются незаконными, поскольку у Управления отсутствовали правовые основания для истребования, а у Общества - обязанность представления запрашиваемой информации, поэтому неисполнение запроса антимонопольного органа не может быть расценено как правонарушение.
Подробно доводы заявителя изложены в жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против доводов Общества возразило, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представители ОАО "Комиинтеравиа" и антимонопольного органа поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.02.2005 Управление в целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства направило в адрес ОАО "Комиинтеравиа" запрос N 02-28-120 о представлении в срок до 04.02.2005 информации о владельцах свыше 10 процентов акций с правом голоса в уставном капитале Общества.
В связи с отказом в представлении запрашиваемой информации (письма от 14.02.2005 N 12/1150 и 12/1180) Управление возбудило в отношении Общества дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого вынесло решение от 25.02.2005 N 03-39-227 о признании ОАО "Комиинтеравиа" виновным в нарушении требований статьи 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В целях устранения допущенного правонарушения Обществу 25.02.2005 предписано в срок до 09.03.2005 представить выписку из реестра акционеров о владельцах свыше 10 процентов акций с правом голоса в уставном капитале Общества (предписание N 03-39-227).
ОАО "Комиинтеравиа" не согласилось с принятыми решением и предписанием и обжаловало их в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 12, 14 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 N 27 и исходил из того, что факт нарушения Обществом требований антимонопольного законодательства установлен и документально подтвержден. При этом суд указал, что, запрашивая у Общества информацию, Управление действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
------------------------------------------------------------------

Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 имеет дату 22.03.1991, а не 22.12.1991.
------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьями 11 и 18 Закона РСФСР от 22.12.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
В силу предоставленных полномочий антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получать от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной и устной формах (пункт 5 статьи 12 Закона о конкуренции).
Согласно статье 14 названного Закона коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
В целях осуществления возложенных на антимонопольный орган задач и функций последний (согласно пунктам 7.9, 7.9.3, 10.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 N 27) вправе затребовать информацию из реестра владельцев ценных бумаг. Сведения из реестра предоставляются в письменной форме в течение двадцати дней. При этом законодатель не установил ограничений по составу, объему, сроку представления запрашиваемой информации.
Как следует из материалов дела, Управление в целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства (на основании статьи 14 Закона о конкуренции) направило в адрес ОАО "Комиинтеравиа" запрос от 04.02.2005 N 02-28-120 о представлении заверенной выписки из реестра акционеров ОАО "Комиинтеравиа" о владельцах свыше 10 процентов акций с правом голоса в уставном капитале Общества.
Арбитражный суд Республики Коми, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что запрос направлен Управлением в рамках предоставленных ему полномочий в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Выводы суда об обоснованности и правомерности направления Управлением требования соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы заявителя о нарушении Управлением срока, предусмотренного для исполнения требования (один день), обоснованно отклонены судом, который на основании исследования представленных в дело доказательств пришел к выводу о том, что указанный срок не нарушил права и законные интересы Общества.
Факт непредставления Обществом запрашиваемой информации установлен судом первой и апелляционной инстанций и, по существу, Обществом не оспаривается.
Арбитражный суд Республики Коми также обоснованно отклонил возражения заявителя о необходимости применения положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", правомерно указав, что действие названного Закона на спорные правоотношения не распространяется.
При указанных обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что ОАО "Комиинтеравиа" нарушило требования статьи 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Арбитражный суд Республики Коми нормы материального права применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебных актов, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в размере 1000 рублей относится на ОАО "Комиинтеравиа".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1809/2005а оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комиинтеравиа" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Комиинтеравиа".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
БАШЕВА Н.Ю.
Судьи
ЕВТЕЕВА М.Ю.
ЧИГРАКОВ А.И.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион