ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 января 2006 г. Дело N А78-7043/04-С1-23/201-Ф02-6696/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Тихоньковой Г.Г. (доверенность от 20 декабря 2005 года N НЮ-370),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции от 6 октября 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-7043/04-С1-23/201 (суд апелляционной инстанции: Шаркова К.Ж., Виноградская Н.Ф., Стасюк Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском к Комитету по финансам Читинской области и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 705323 рублей 90 копеек потерь в доходах в связи с предоставлением льгот инвалидам на междугородних линиях железнодорожного транспорта в сентябре 2003 года по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социального обеспечения Читинской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от иска к Комитету по финансам Читинской области.
Решением суда от 11 июля 2005 года в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказано, производство в отношении Комитета по финансам Читинской области прекращено в связи с отказом от иска.
Постановлением апелляционной инстанции от 6 октября 2005 года решение суда первой инстанции отменено. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 705323 рубля 90 копеек потерь в доходах в связи с предоставлением льгот инвалидам на междугородних линиях железнодорожного транспорта.
Не согласившись с выводами апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 6 октября 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-7043/04-С1-23/201 и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконного бездействия с его стороны не было.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ссылается на нарушение статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возразил против доводов заявителя, ссылаясь на законность выводов суда апелляционной инстанции.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "РЖД", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 705323 рублей 90 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот инвалидам на междугородних линиях железнодорожного транспорта в сентябре 2003 года по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в сентябре 2003 года льгот по оплате проезда лицам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Правовым основанием требования указаны статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своего требования истец представил реестр оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях по группе "Инвалиды труда, детства и их сопровождающие" за сентябрь 2003 года, справки о стоимости бесплатных и льготных перевозок, акты сверки с 12 муниципальными образованиями Читинской области.
В судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций совместно с представителями сторон были обозрены подлинные купоны к именным персонифицированным проездным железнодорожным билетам и приобщенные к ним подлинные талоны органов социального обеспечения о праве на льготу инвалиду.
Данные предъявленных для обозрения суда подлинных купонов соответствуют сведениям, содержащимся в данных АСУ "Экспресс" КУС - в справках о льготных перевозках инвалидов в сентябре 2003 г. по билетам, проданным на территории Читинской области, где указаны персонифицированные сведения о пассажирах, время проезда, номер поезда, станция отправления и станция назначения, стоимость оплаты и стоимость неполученной части оплаты (т. 1, л.д. 31 - 72).
Представителем Министерства финансов Российской Федерации достоверность сведений, отраженных в справках, и их соответствие купонам и талонам не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец в сентябре 2003 года при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы инвалидам при оплате проезда, в связи с чем понес убытки.
Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции взыскал 705323 рубля 90 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 30) установлено, что инвалидам предоставляется 50% скидка по оплате проезда в междугороднем железнодорожном транспорте один раз в период с 16 мая по 30 сентября, неограниченное количество раз в период с 1 октября по 15 мая, а также инвалидам 1 и 2 группы и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно один раз в год.
ОАО "РЖД" является правопреемником прав и обязательств ФГУП "Забайкальская железная дорога" в связи с передачей имущества и имущественных прав и обязательств в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" и прекращением деятельности ФГУП "Забайкальская железная дорога" в силу статей 1 - 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003, распоряжения Минимущества Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, сводного передаточного акта от 30.09.2003, передаточного акта приложения N 875 к сводному передаточному акту.
ФГУП "Забайкальская железная дорога" в сентябре 2003 года на территории Читинской области продало на льготной основе пассажирам-инвалидам билетов с потерей в доходах на 705323 рубля 90 копеек.
В соответствии со статьей 2, пунктами 18 и 19 статьи 4, пунктами 14 и 15 статьи 5, статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" транспортная льгота по оплате проезда в междугороднем железнодорожном транспорте является федеральной льготой инвалидам и должна обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах при предоставлении инвалидам льготы по оплате проезда Правительством Российской Федерации не утверждался.
В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1999 и Определении от 09.04.2002, сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доказательства финансирования из федерального бюджета средств на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах при предоставлении льгот инвалидам отсутствуют.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "РЖД". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом инвалидам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 705323,90 рубля.
Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о недоказанности размера убытков, так как отсутствуют договоры, заключенные между ОАО "РЖД" и Комитетом социального обеспечения населения Читинской области, акты сверок с органами социальной защиты.
Данные документы сами по себе не являются обязательно необходимыми доказательствами фактически оказанных услуг и сумм потерь в доходах при наличии данных персонифицированного учета льготных продаж и подлинников купонов к билетам и талонов на льготы.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Читинской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 6 октября 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-7043/04-С1-23/201 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области от 6 октября 2005 года по делу N А78-7043/04-С1-23/201 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
М.Д.РЮМКИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 23.01.2006 N А78-7043/04-С1-23/201-Ф02-6696/05-С2 Суд правомерно удовлетворил требования о взыскании потерь в доходах в связи с предоставлением льгот инвалидам, поскольку факт предоставления истцом льгот в соответствии законодательством и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь