ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 ноября 2005 г. Дело N А33-6915/05-Ф02-5717/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю - Чебан Н.А. (доверенность от 12.05.2005), общества с ограниченной ответственностью "Техническая инвентаризация Красноярского края" - Габалюк В.В. (доверенность от 01.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю на решение от 10 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6915/05 (суд первой инстанции: Демидова Н.М.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Колесникова Г.А., Калашникова К.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техническая инвентаризация Красноярского края" (далее - ООО "Техническая инвентаризация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю об отказе в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, оформленное протоколом заседания Комиссии от 04.04.2005 N 4, утвержденным приказом N 1/75 от 04.04.2005, и об обязании государственного органа осуществить аккредитацию.
Решением суда от 10 июня 2005 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным, на государственный орган, вынесший решение, возложена обязанность в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об аккредитации ООО "Техническая инвентаризация" в качестве организации технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности с направлением решения для оформления соответствующего свидетельства.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года решение от 10 июня 205 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального и норм процессуального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Техническая инвентаризация" считает судебные акты законными, представлен отзыв.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как установлено материалами дела, общество обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю с заявлением об аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации.
Решением Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации по Красноярскому краю от 04.04.2005, оформленным протоколом заседания Комиссии Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по вопросам аккредитации N 4 от 04.04.2005, утвержденным приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю N 1/75 от 04.04.2005, ООО "Техническая инвентаризация" отказано в аккредитации в качестве организации технической инвентаризации.
Причиной отказа в аккредитации в письме N 1-6/0406 от 04.04.2005 послужило несоответствие документов, представленных ООО "Техническая инвентаризация" на аккредитацию, требованию об обеспечении ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию.
Признавая отказ в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности недействительным, арбитражный суд двух инстанций исходил из того, что ООО "Техническая инвентаризация" отвечает требованиям, установленным Положением "Об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденным приказом Минэкономразвития N 281 от 19.10.2004.
Выводы суда по делу соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и постановлены при правильном применении норм права.
Согласно пунктов 1.2, 1.3 Положения "Об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" аккредитация организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, проводится в целях подтверждения наличия у них необходимой материально-технической обеспеченности, в целях подтверждения наличия у них необходимой материально-технической обеспеченности, в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами. Аккредитация подтверждает технические и материальные возможности организаций осуществлять инвентаризацию объектов градостроительной деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для таких организаций законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые организации для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, определены в пункте 2.1 Положения и включают в себя, в частности, обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, основанием для отказа ООО "Техническая инвентаризация" в аккредитации явилось несоблюдение им требований по обеспечению ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию. Остальные требования, предусмотренные Положением "Об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли N 281 от 19.10.2004, обществом соблюдены.
При таких условия суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исследовали вопрос о том, что понимается под требованием об обеспечении организацией ведения архива и представлены ли обществом все необходимые для этого документы.
Как правильно установил суд, предусмотренное пунктом 2.1 Положения требование об обеспечении организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации состоит в подтверждении организацией наличия возможности ведения архива, а не в обязанности по подтверждению наличия уже созданного архива.
Основные доводы заявителя кассационной жалобы состоят в оспаривании названного вывода суда, а также в несогласии с тем, что справка о ведении (описи) архива соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301.
Между тем, суд правильно посчитал, что создание и накопление архива происходит по мере осуществления деятельности организации по техническому учете и технической инвентаризации, которую она может начать только после ее аккредитации, следовательно, требование об обеспечении возможности ведения архива неравнозначно требованию о наличии у не аккредитованной на момент обращения за аккредитацией организации архива. В противном случае это противоречило бы смыслу норм действующего законодательства о легальной возможности осуществлять ту или иную деятельность, осуществление которой требует аккредитации. Помимо этого, ООО "Техническая инвентаризация" представило Управлению Роснедвижимости по Красноярскому краю справку о наличии у него архива, который включает в себя папки инвентарных дел на домовладения, основные здания; инвентарные и реестровые книги; алфавитные карточки для записи собственников зданий, жилых помещений (квартир) и т.д.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "Техническая инвентаризация" как негосударственная организация не вправе осуществлять рассматриваемый вид деятельности, так как, в частности, не вправе хранить архивные фонды, как это предусмотрено ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле".
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 477 от 10.09.2004 предусмотрено, что с 01.11.2004 техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности вправе осуществлять организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив противоречие между абзацем 4 пункта 3 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997 и подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 477 от 10.09.2004 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, правомерно применил более позднюю норму, то есть постановление от 10.09.2004.
Заявитель кассационной жалобы также указывает, что в настоящее время технический учет и техническая инвентаризация осуществляются в отношении объектов капитального строительства, а не объектов градостроительной деятельности, изменен сам вид деятельности. В связи с этим заявитель ссылается на невозможности исполнить указание суда первой инстанции о принятии Управлением решения об аккредитации общества в качестве организации технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Однако Приказом Минэкономразвития N 141 от 19.03.2005 установлен порядок работы организаций, имеющих свидетельство об аккредитации организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Следовательно, Управление обязано исполнить указание суда первой инстанции об аккредитации общества. Дальнейшая его деятельность должна осуществляться с учетом требований приказа N 141 от 19.03.2005.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда от 10 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Красноярского края по делу N А33-6915/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Отменить определение от 21 октября 2005 года о приостановлении исполнения судебных актов.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Л.Ю.ПУЩИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.11.2005 N А33-6915/05-Ф02-5717/05-С1 Суд обоснованно признал незаконным отказ уполномоченного органа в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, поскольку документы, представленные заявителем на аккредитацию, соответствуют требованию об обеспечении ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь