ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 ноября 2005 г. Дело N А19-7092/05-40-Ф02-5690/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Сергеева Г.Г. (доверенность от 02.02.2005 N 92),
от ответчика - Томаш М.Н. (доверенность от 12.04.2005 N 04-12/1811),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 26 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7092/05-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Саянскхимпласт" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным в части решения от 21 февраля 2005 года N 03-19.2/20 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (инспекция).
Решением суда от 26 мая 2005 года требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно отклонены выводы оспариваемого решения о неподтверждении обществом обоснованности оприходования товаров, по приобретению которых заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. Поскольку общество выступало грузополучателем товаров, в его распоряжение перевозчиком должны быть предоставлены железнодорожные накладные, которые являются документами, на основании которых производится оприходование товарно-материальных ценностей.
Судами неправильно истолкованы нормы статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в части вывода об ограничении налогового органа при проведении камеральных проверок исследованием документов, представленных налогоплательщиком. Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговым органам право на истребование любых документов, подтверждающих его доходы и расходы.
При этом судами первой и апелляционной инстанций необоснованно приняты железнодорожные накладные, не исследованные при проведении камеральной проверки по причине непредставления их по требованию инспекции.
Разрешая вопрос о соблюдении налогоплательщиком требования о принятии к бухгалтерскому учету товара, по которому предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, суд применил письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2002 N 16-00-14/414 "О порядке оформления поступающих материалов", не относящееся к законодательству о налогах и сборах.
Помимо этого, как полагает заявитель жалобы, в нарушение части 3 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал в полном объеме оценку доводам инспекции в части неправомерности применения налоговых вычетов по операциям с обществом с ограниченной ответственностью "Капитал Менеджмент Групп", достоверность которых не подтверждена в ходе мероприятий налогового контроля.
Инспекция не согласна с выводом суда о том, что право налогоплательщика на налоговые вычеты не связано с исполнением его поставщиками своих обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу общество возразило против ее удовлетворения, сославшись на законность и обоснованность судебных актов по настоящему делу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года.
------------------------------------------------------------------
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
По результатам проверки установлена необоснованность применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по причине несоответствия счетов-фактур поставщика общества - ООО "Капитал Менеджмент Групп" пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в части обязательности отражения достоверных сведений об адресе поставщика и пункту 6 ... в части требования к подписанию счетов-фактур уполномоченными лицами. Инспекция пришла к такому выводу по результатам полученных в ходе налоговой проверки сведений о фактическом отсутствии ООО "Капитал Менеджмент Групп" по своему юридическому адресу. Кроме того, в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, учредительными документами и иными, имеющимися в налоговом органе по месту учета ООО "Капитал Менеджмент Групп" документами Гольчак Н.А., подписавшая спорные счета-фактуры, не является руководителем организации и (или) ее главным бухгалтером.
Инспекцией сделан вывод о неподтверждении обоснованности принятия товара, поставленного ООО "Капитал Менеджмент Групп", к бухгалтерскому учету, поскольку налогоплательщиком по требованию не представлены товаросопроводительные документы, которые с учетом отдаленности региона, из которого произведена отгрузка, единственно могут являться документальным подтверждением обоснованности оприходования.
Решением инспекции от 21 февраля 2005 года N 03-19.2/20 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 1921610 рублей. Кроме того, указанным решением зачтена имевшаяся у общества переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 7619969 рублей 63 копеек, предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1988079 рублей 37 копеек и пени в сумме 317853 рублей 29 копеек, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив на счетах бухгалтерского учета суммы доначисленного налога в размере 9608049 рублей.
Не согласившись с решением инспекции от 21 февраля 2005 года N 03-19.2/20, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из признания достоверными сведений счетов-фактур ООО "Капитал Менеджмент Групп", что установлено на основании устава юридического лица. Суды признали, что общество представленным в ходе судебного разбирательства приказом директора ООО "Капитал Менеджмент Групп" подтвердило полномочность лица, которым подписаны счета-фактуры.
В части выводов оспариваемого решения инспекции об отсутствии документального подтверждения оприходования товаров суды признали достаточным основанием для принятия товара к бухгалтерскому учету представленные налогоплательщиком товарные накладные и акты приемки материалов.
Выводы судов являются правильными.
На основании пунктов 1 - 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должен быть указан адрес налогоплательщика.
В соответствии с "Составом показателей счета-фактуры" Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в счете-фактуре указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.
Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
На основании учредительных документов ООО "Капитал Менеджмент Групп" судами правильно установлена действительность адреса продавца, указанного в спорных счетах-фактурах.
Как видно из содержания постановления апелляционной инстанции, представленные инспекцией сведения о руководителе ООО "Капитал Менеджмент Групп" и о неисполнении организацией своей обязанности по представлению налоговой отчетности, а также об ее отсутствии по юридическому адресу, полученные из Межрайонной инспекции N 3 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эвенкийскому автономному округу, и информация Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о физическом лице Гольчак Н.А. исследованы судом.
В силу правила об указании в счете-фактуре юридического адреса продавца судом правильно установлено преимущество в части определения данного обстоятельства согласно учредительным документам, по которым сделан вывод о достоверности соответствующего сведения.
С учетом установленного порядка подписания счетов-фактур лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом), суды правильно пришли к выводу о недоказанности инспекцией обстоятельства отсутствия полномочий у Гольчак Н.А. на подписание счетов-фактур ООО "Капитал Менеджмент Групп".
При этом в соответствии с приказом директора ООО "Капитал Менеджмент Групп" от 20 мая 2004 года N 2-04 о возложении на Гольчак Н.А. соответствующих полномочий суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении поставщиком требований пункта 6 статьи 169 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленные инспекцией сведения об ООО "Капитал Менеджмент Групп" и физическом лице Гольчак Н.А. не подтверждают недобросовестность действий общества при применении налоговых вычетов, поскольку в совокупности с иными доказательствами по делу не свидетельствуют о формальности хозяйственных операций.
Доводы инспекции о неправильном истолковании судом нормы статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не нашли подтверждения в материалах дела, судами приняты и оценены собранные инспекцией в ходе проверки документы, а также доводы о непредставлении обществом истребованных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.
На основании постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" товарная накладная (форма N ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Судами установлено, что принятие товара к бухгалтерскому учету произведено обществом на основании товарных накладных (форма N ТОРГ-12) и актов приемки материалов (форма N М-7), утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а.
Поскольку, согласно правилам совершения бухгалтерских операций, данные документы являются достаточным основанием для оприходования приобретенных товарно-материальных ценностей, обществом, представившим товарные накладные по требованию инспекции, подтверждено принятие товаров, по которым применены налоговые вычеты, на бухгалтерский учет.
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении судом не подлежащего применению письма Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2002 N 16-00-14/414 являются несостоятельными, поскольку вывод суда о правомерности оприходования товара по товарным накладным (форма N ТОРГ-12) основан на положениях постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132, утвердившего унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, общество в материалы дела представило железнодорожные накладные на перевозку грузов.
Довод инспекции о том, что железнодорожные накладные приняты судами в качестве доказательств в нарушение норм процессуального права, поскольку данные документы не были представлены налогоплательщиком и, соответственно, не исследованы при вынесении оспариваемого решения, не может быть принят во внимание, поскольку основания применения налоговых вычетов, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждены обществом при проведении проверки. Товаросопроводительные документы в рассматриваемом случае не являются документами, необходимыми для оприходования товара.
Непредставление обществом товаросопроводительных документов в ходе проверки не влияет на установление достоверности хозяйственных операций, по которым применены налоговые вычеты, поскольку инспекцией не доказан факт фиктивности перемещения товаров от поставщика покупателю.
При таких обстоятельствах решение инспекции обоснованно признано судами не соответствующим закону.
На основании изложенного оснований для изменения или отмены судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7092/05-40 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.11.2005 N А19-7092/05-40-Ф02-5690/05-С1 Суд правомерно признал частично незаконным решение налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недобросовестности действий заявителя при применении вычетов по указанному налогу.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь