Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.11.2005 N А19-1803/05-47-Ф02-5657/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в связи с предоставлением инвалидам льгот по установке телефона и абонентской плате, поскольку данные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 ноября 2005 г. Дело N А19-1803/05-47-Ф02-5657/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность N 14-11/13 от 30.08.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 6 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2005 года по делу N А19-1803/05-47 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Аксаментова В.А.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибирьтелеком" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Главному управлению социальной защиты населения Иркутской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании убытков в виде недополученных доходов за 2004 год в размере 258202 рубля 82 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать 122691 рубль 53 копейки убытков за период с июня по декабрь 2004 года.
Решением от 6 июня 2005 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 103975 рублей 87 копеек. В остальной части иска и в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Главному управлению социальной защиты населения Иркутской области отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23 августа 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-1803/05-47 судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконное бездействие с его стороны отсутствует. Кроме того, суд не учел положения статей 83, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ссылается на нарушение статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 83, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнения) о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 122691 рубля 53 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиками в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" по оплате установки телефона и абонентской платы.
Правовым основанием требования указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец в 2004 году при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи инвалидам, вытекает из прямого указания закона.
Признав обоснованными заявленные требования в сумме 103975 рублей 87 копеек, суд взыскал указанную сумму с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, ОАО "Сибирьтелеком" в 2004 году оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем, понесло убытки.
В соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 963 (с изменениями от 30.03.2001, от 28.02.2002, от 10.02.2003, от 14.02.2004), указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Сибирьтелеком". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 103975 рублей 87 копеек.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения статей 83, 239, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации с указанием на возможность осуществления финансирования в пределах выделенных лимитов бюджетных средств не принимается во внимание, так как истец не является участником бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.
Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Удовлетворение судом исковых требований в объеме, определенном исходя из цены фактической реализации, является правомерным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Судебные акты Арбитражного суда Иркутской области приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1803/05-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь