ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 ноября 2005 г. Дело N А33-9855/05-Ф02-5601/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам Альтергот В.Р. (доверенность от N 16 от 15.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам на решение от 29 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-9855/05 (суд первой инстанции: Бескровная Н.С.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Красфарма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, далее - инспекция), выразившегося в невозврате излишне взысканной суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 213116 рублей 99 копеек и о возложении на инспекцию обязанности по осуществлению возврата указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 29 июля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в решении суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, неправильно применив положения статьи 4 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", пришел к ошибочному выводу о том, что сумма пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 213116 рублей 99 копеек является излишне взысканной.
Кроме того, налогоплательщик считает, что арбитражному суду неподведомствен спор об обязании инспекции произвести возврат излишне взысканных сумм.
Отзыв на кассационную жалобу инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежаще (уведомление N 74466 от 24.10.2005), своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена без участия ее представителей.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, инспекцией в адрес общества направлены требования N 9939, N 35168, N 44058 об уплате налога, согласно которым налогоплательщику в сроки до 19.09.2003, 18.04.2004, 18.06.2004, соответственно, предложено погасить имевшуюся по состоянию на 09.09.2003, 08.04.2004, 04.06.2004 задолженность по пени, в том числе начисленных за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в общей сумме 213116 рублей 38 копеек.
В связи с неисполнением обществом указанных требований в установленные сроки инспекцией в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесены решения от 29.09.2003 N 449, от 26.04.2004 N 7529, от 29.06.2004 N 7980 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации на счетах в банках, на основании которых в адрес Восточно-Сибирского банка Сберегательного банка Российской Федерации направлены инкассовые поручения от 06.07.2004 N 24652, 24653, 24654 на перечисление денежных средств в бюджет.
Общество, полагая, что действия должностных лиц инспекции по взысканию указанной суммы неправомерны, обратилось в адрес инспекции с заявлением от 07.02.2005 N 103/23 о возврате суммы пени в размере 213116 рублей 38 копеек как излишне взысканной.
Поскольку инспекцией не предприняты действия, направленные на возврат спорной суммы, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании бездействия инспекции незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции оснований для начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, поскольку общество относится к категории налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере оплаты и не получивших по состоянию на 01.01.2003 оплату за отгруженные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги), в отношении которой в силу положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" не установлена обязанность по уплате налога в срок до 15.01.2003.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" исключен подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающий налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог для различных категорий налогоплательщиков, в зависимости от способа определения ими выручки от реализации, урегулирован статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
В соответствии с абзацем вторым указанной статьи налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Согласно абзацу третьему статьи 4 для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 05.02.2004 N 69-О и от 08.06.2004 N 229-О, так как нормами абзаца третьего указанной статьи, изменившими порядок определения налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог по операциям, налогообложение которых не произведено по состоянию на 1 января 2003 года, прямо не установлен срок уплаты налога с сумм выручки от реализации, по которой имеется дебиторская задолженность, налогоплательщиками, определяющими выручку по оплате, уплата налога должна осуществляться в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, то есть по мере получения оплаты за отгруженные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги).
Как установлено арбитражным судом, согласно приказу об учетной политике, общество при расчете налоговой базы для определения размеров выручки применяло учетную политику "по оплате". По состоянию на 1 января 2003 года оплата данной дебиторской задолженности в полном объеме не осуществлена.
Из материалов дела следует, что, что пени в сумме 213166 рублей 99 копеек начислены по решению инспекции N 98 от 18.08.2003 налога на пользователей автомобильных дорог. Пени начислялись по сроку уплаты налога 15 января 2003 года.
На основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
В соответствии с пунктом 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда, начисление пени по сроку 15 января 2003 года для налогоплательщиков, определивших в 2002 году выручку по мере ее оплаты, противоречит закону. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление пени в сумме 213116 рублей 99 копеек, а также принудительное ее взыскание не необоснованно, так как срок уплаты налога законодательством не установлен.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-9855/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 16.11.2005 N А33-9855/05-Ф02-5601/05-С1 Суд правомерно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне взысканной суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, поскольку заявитель относится к категории налогоплательщиков, определявших в рассмотренном периоде выручку от реализации по мере оплаты и не получивших оплату за отгруженные товары.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь