ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 ноября 2005 г. Дело N А19-9837/05-45-Ф02-5678/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска - Тарасенко Н.С. (доверенность N 05-33/1442-22342),
от общества с ограниченной ответственностью "Омега" - Антонович Т.А. (доверенность N 5 от 10.11.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска на решение от 18 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9837/05-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 16.12.2004 N 04-16/1036 в части уменьшения налога на добавленную стоимость в размере 151017 рублей.
Решением суда от 18 мая 2005 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года решение суда от 18 мая 2005 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с тем, что товарно-транспортные документы, подтверждающие фактическую перевозку товаров от поставщика к покупателю, а следовательно, и фактическое принятие к учету товаров, обществом не предоставлены, данные обстоятельства препятствуют применению налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, выслушав стороны, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2004 года.
Требованием от 05.11.2004 N 09-23/1658 обществу предложено представить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость, а также документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
На основании выше указанного требования обществом представлены в налоговую инспекцию документы 21.01.2005, с нарушением установленных сроков, о чем свидетельствует отметка налогового органа о принятии документов. Всего, согласно описи, налогоплательщиком представлено 46 документов.
В ходе налоговой проверки установлено, что налогоплательщик не представил товарно-транспортные документы (накладные) по счету-фактуре от 20.09.2004 N 254, выставленному ООО "Вилма" на сумму 990000 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 151016 рублей 95 копеек.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 18.02.2005 N 09-21/1266-147 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2300 рублей и об уменьшении исчисленной в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость подлежащей возмещению из бюджета в сумме 197237 рублей, в том числе в оспариваемой сумме 151016 рублей 95 копеек (п. 2.2).
Не согласившись с пунктом 2.2 решения в части уменьшения налога на добавленную стоимость в сумме 151016 рублей 95 копеек, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о признании его незаконным.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из того, что налогоплательщиком соблюдены условия предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в возмещении названного налога.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех юридических фактов: наличии счета-фактуры, принятии товара (работ, услуг) на учет и фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что для подтверждения правомерности возмещения заявленных сумм налоговых вычетов, налогоплательщиком представлены все документы, предусмотренные статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужило непредставление налогоплательщиком по требованию налоговой инспекции N 09-23/1658 от 05.11.2004 товарно-транспортных накладных, то есть документов, служащих основанием для оприходования товаров, приобретенных у ООО "Вилма".
Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 132 от 25.12.1998 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организацией применяется товарная накладная ТОРГ-12. Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
В качестве первичного документа, на основании которого было осуществлено принятие на учет товара, обществом в налоговый орган представлена товарная накладная унифицированной формы N ТОРГ-12, которая содержит все необходимые реквизиты.
Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, ввиду непредставления им товаросопроводительных документов, подтверждающих факт перевозки товара, не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, согласно товарной накладной N 254 от 20.09.2004 товар (профнастил оцинкованный), в объеме, предусмотренном договором N 141/2004-П, заключенного между обществом и ООО "Вилма" и дополнительного соглашения к указанному договору N 1 от 20.09.2004, принят обществом на складе. По договору купли-продажи и поставки, местом исполнения которых (местом передачи товара) является место нахождения склада покупателя, последний не участвует в отношениях по перевозке груза, и для него наличие или отсутствие товарно-транспортных накладных как оправдательных документов не имеет юридического значения, поскольку покупатель не несет расходы по перевозке груза и не предъявляет к возмещению налог, уплаченный в составе данных расходов.
Непредставления товарно-транспортных документов не может являться единственным основанием для отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость при отсутствии доказательств недобросовестности налогоплательщика при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению.
Факт оплаты товара с учетом налога на добавленную стоимость, его оприходование установлены судом и не оспариваются налоговым органом.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 151016 рублей 95 копеек.
Решение суда первой инстанции от 18 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанций от 10 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области, принятые по настоящему спору, являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9837/05-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.11.2005 N А19-9837/05-45-Ф02-5678/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа в части уменьшения суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, поскольку непредставление товарно-транспортных документов не может являться единственным основанием для отказа налогоплательщику в возврате налога на добавленную стоимость.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь