ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 ноября 2005 г. Дело N А19-5877/05-9-Ф02-5681/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 5 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5877/05-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Тимошкина Александра Юрьевича (далее - предприниматель) 29174 рублей 48 копеек, составляющих задолженность по налогу, пени и налоговые санкции.
Решением суда первой инстанции от 5 июля 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщик в нарушение Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не подтвердил оплату приобретенного за наличный расчет товара контрольно-кассовым чеком.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной предпринимателем декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2004 года.
По результатам проверки вынесено решение от 25 ноября 2004 года N 2152, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 4511 рублей 60 копеек, доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 22558 рублей и пени в сумме 2104 рублей 88 копеек.
Неисполнение предпринимателем в добровольном порядке требования об уплате доначисленных сумм налога, пеней и налоговых санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что налоговое законодательство, регулирующее порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, не содержит указания на конкретную форму платежного документа, которым может быть подтверждена фактическая уплата сумм налога.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму начисленного налога на добавленную стоимость, относятся суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур (иных документов), выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.
Из анализа указанной нормы следует, что ее положения не предусматривают, каким именно документом должен быть подтвержден факт оплаты.
Пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением от 22 сентября 1993 года N 40 Совета директоров Банка России, установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Следовательно, к документам, подтверждающим факт оплаты, может относиться, в том числе, и квитанция к приходному кассовому ордеру.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции относительно того, что указанные выше нормы налогового законодательства не содержат положения, согласно которому вычет по налогу на добавленную стоимость можно производить только при наличии кассовых чеков к счетам-фактурам.
Факт уплаты предпринимателем продавцам стоимости товаров с налогом на добавленную стоимость не оспаривается налоговой инспекцией и подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, квитанциями к приходным кассовым ордерам.
Суд кассационной инстанции считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не ставит в зависимость возникновение права на возмещение налога на добавленную стоимость от наличия у покупателя-налогоплательщика кассовых чеков, поскольку Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена прямая обязанность по выдаче чека продавцом товаров. Возможность применения административной ответственности по отношению к виновному лицу за несоблюдение требований названного Закона установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не имеет отношения к обстоятельствам возникшего спора.
При данных обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных налоговой инспекцией требований об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 22558 рублей, пеней в сумме 1241 рубля 59 копеек и штрафа в сумме 4511 рублей 60 копеек.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 5 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5877/05-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Председательствующий
А.И.ЕВДОКИМОВ
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.11.2005 N А19-5877/05-9-Ф02-5681/05-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании задолженности по НДС, пеней и штрафных санкций, поскольку налоговое законодательство, регулирующее порядок применения вычетов по НДС, не содержит указания на конкретную форму платежного документа, которым может быть подтверждена фактическая уплата данного налога.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь