ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 ноября 2005 г. Дело N А10-1839/05-Ф02-5608/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кулакова В.И.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
ОАО "Российские железные дороги" - Астрацанцевой В.А. (доверенность от 16.01.2004),
Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Бурятия - Егуновой Н.В. (доверенность от 14.06.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1839/05 (суд первой инстанции: Найданов О.С.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации прав собственности на земельный участок в с. Черемушки Прибайкальского района Республики Бурятия незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Прибайкальский район".
Решением от 7 июля 2005 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия отменить, принять новое решение, которым заявленное требование удовлетворить.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 111 в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует.
------------------------------------------------------------------
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, в частности положений статей 7, 27, 94, 95, 97, 111 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам заявитель жалобы считает вывод суда о том, что спорный земельный участок находится в границах территориальной зоны особо охраняемой природной территории.
По мнению заявителя жалобы, спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения; земельные участки, расположенные в водоохранной зоне, не изъяты и не ограничены в обороте, ограничению в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации подлежат лишь виды деятельности, осуществляемые на земельных участках в границах водоохранной зоны.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия доводы кассационной жалобы отклонило, считая их несостоятельными, а обжалуемый судебный акт - законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Администрация муниципального образования "Прибайкальский район" в отзыве на кассационную жалобу указала на ее необоснованность.
Представители ОАО "Российские железные дороги" и Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия в судебном заседании поддержали позицию кассационной жалобы и отзыва соответственно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая возникший по настоящему делу спор, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Из постановления администрации Прибайкальского района N 179 от 16.05.2003 следует, что Федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) "Улан-Удэнский локомотивно-вагоноремонтный завод" из земель рекреационного назначения Прибайкальской районной администрации предоставлен в аренду на пять лет земельный участок с кадастровым номером 03:16:390103:003 общей площадью 8 га, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, примерно в 1 км по направлению на северо-восток от села Черемушки.
Согласно акту приема-передачи N 1 от 30.09.2003 (приложение N 6 к передаточному акту на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги"), заявитель принял в качестве вклада в уставной капитал земельный участок с кадастровым номером 03:16:390103:003 общей площадью 80000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Черемушки.
Из пункта 2 постановления N 352 от 06.09.2004 администрации Прибайкальского района следует, что в собственность ОАО "Российские железные дороги" однократно и бесплатно из земель поселений Прибайкальской районной администрации предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 03:16:390103:003 общей площадью 8 га.
Постановлением N 423 от 15.10.2004 администрации Прибайкальского района пункт 2 постановления N 352 от 06.09.2004 отменен.
23.09.2004 ОАО "Российские железные дороги" обратилось с заявлением в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Бурятия (реорганизовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия), в котором просило зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:16:390103:003, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, примерно в 1 км по направлению на северо-восток от села Черемушки.
30.12.2004 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия отказано в регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, находится в водоохранной зоне и имеет статус особой экологической зоны.
ОАО "Российские железные дороги", полагая, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия противоречит требованиям статей 4, 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статей 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены принципы приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета охраны жизни и здоровья человека.
Из заявления ОАО "Российские железные дороги" от 23.09.2004 следует, что основанием для регистрации права собственности на спорный земельный участок заявитель указал постановление N 352 от 06.09.2004 и акт приема-передачи земельных участков от 30.09.2003.
Ответчиком в порядке пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведена проверка юридической силы документов, представленных заявителем в качестве основания для регистрации права на спорный объект недвижимости.
Регистрирующий орган установил, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в регистрации права собственности на спорный земельный участок.
При этом регистрирующий орган исходил из того, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, находится в водоохранной зоне и имеет статус особой экологической зоны.
Арбитражный суд первой инстанции, установив на основе исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, что спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и находится непосредственно в водоохранной зоне озера Котокель, пришел к выводу о правомерности отказа регистрирующего органа.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с выводами суда первой инстанции соглашается.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки водоохранного и санитарно-защитного назначения.
Судом установлено, что спорный земельный участок полностью находится в водоохранной зоне озера Котокель. Данный вывод соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам (л.д. 19 - 20).
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земель в Российской Федерации, к которым отнесены в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов.
В силу пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исследовав решение районного Совета депутатов N 52 от 20.06.1997 "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Прибайкальского и целевых сборов с физических и юридических лиц на их благоустройство, уборку и содержание" (л.д. 43 - 46), выписку из Государственного земельного кадастра N 16/04-98 от 23.11.2004 (л.д. 61), акт приема-передачи земельных участков от 30.09.2003 (л.д. 63), суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:390103:0003 площадью 8 га отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует отраженным в указанных доказательствах сведениям (л.д. 43 - 46, 61, 63), основан на правильном применении статей 65, 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 13, 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", пунктов 6 - 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 1 - 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", положений постановления Правительства Республики Бурятия N 170 от 19.05.1997 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
При таких обстоятельствах вывод суда о соответствии отказа регистрирующего органа действующему законодательству и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности указанным отказом является правомерным и обоснованным.
Кроме того, при вынесении обжалуемого акта судом принято во внимание и то обстоятельство, что на момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения (30.12.2004) пункты 2, 3 постановления администрации Прибайкальского района N 352 от 06.09.2004, указанного ОАО "Российские железные дороги" основанием для регистрации права собственности на спорный земельный участок, были отменены постановлением N 423 от 15.10.2004 во исполнение протеста прокурора района.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований ОАО "Российские железные дороги".
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены и отклонены арбитражным судом округа как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1839/05 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1839/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.КУЛАКОВ
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.11.2005 N А10-1839/05-Ф02-5608/05-С2 Суд правомерно отказал в признании незаконным отказа в государственной регистрации прав собственности на земельный участок, поскольку земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь