ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2005 г. Дело N А74-735/05-Ф02-5520/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя администрации муниципального образования "Аскизский район" - Потехиной Л.В. (доверенность от 01.11.2005 N 64-д),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Аскизский район" на решение от 25 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-735/05 (суд первой инстанции: Струкова Г.И.; суд апелляционной инстанции: Филипова Л.В., Тропина С.М., Ильина Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Районное государственное унитарное предприятие "Бельтирское коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к администрации муниципального образования "Аскизский район" о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданами во исполнение постановления Правительства Республики Хакасия "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно-коммунальные услуги" в размере 5709 рублей.
Определением от 3 марта 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление по градостроительной и жилищной политике муниципального образования "Аскизский район".
Определением от 23 марта 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.
Определением от 25 апреля 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Финансовое управление администрации муниципального образования "Аскизский район".
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 57709 рублей убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданами во исполнение постановления Правительства Республики Хакасия "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно-коммунальные услуги".
Решением от 25 мая 2005 года иск удовлетворен. Суд взыскал с администрации муниципального образования "Аскизский район", с. Аскиз, за счет казны муниципального образования "Аскизский район" в пользу районного государственного унитарного предприятия "Бельтирское коммунальное хозяйство", с. Бельтирское, 57709 рублей убытков.
Суд апелляционной инстанции 22 августа 2005 года указанное решение оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Республики Хакасия, администрация муниципального образования "Аскизский район" обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 августа 2005 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права: часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 307, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 15.3, 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", пункты 2, 4 статьи 6, пункт 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы", постановление Правительства Республики Хакасия "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за ЖКУ" от 13.07.2001 N 148, постановление администрации Аскизского района от 24.08.2001 N 447-п "Об изменении уровня платежей населения Аскизского района за жилищно-коммунальные услуги", постановление администрации Аскизского района от 26.06.2002 N 342-п "О стоимости ЖКУ, тарифах и нормативах потребления на ЖКУ для населения с. Бельтирское, обслуживающихся в РГУП "БКХ".
Выводы арбитражного суда о наличии оснований для возложения обязанности по компенсации субсидий за предоставленные услуги на орган местного самоуправления являются неправомерными. Администрация муниципального образования "Аскизский район" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Надлежащим ответчиком по делу должна быть администрация Аскизского района либо Министерство финансов Российской Федерации, поскольку разница в тарифах предусмотрена федеральным актом.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования "Аскизский район", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 57709 рублей, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданами во исполнение постановления Правительства Республики Хакасия "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно-коммунальные услуги" за 2004 год.
Основанием иска указано неисполнение надлежащим образом администрацией муниципального образования "Аскизский район" своих обязательств по возмещению убытков от разницы тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Правовым основанием требования указаны статьи 8, 15, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований истец представил копии: счетов-фактур, расчетов к счетам-фактурам, актов сверки, расчетов разницы в тарифах жилищно-коммунальных услуг.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на необоснованное привлечение его в качестве ответчика по делу, на отсутствие обязательств перед истцом. В предметы ведения органов местного самоуправления не входит установление льгот по оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны муниципального образования "Аскизский район" в размере 57709 рублей в связи с тем, что органы местного самоуправления муниципального образования "Аскизский район" не обеспечили должного финансирования расходов истца, возникших в результате предоставления субсидий в 2004 году.
Выводы арбитражного суда основаны на установленных им обстоятельствах предоставления истцом в 2004 году субсидий на сумму 87939 рублей 52 копеек, возмещения истцу понесенных расходов в размере 30230 рублей 52 копеек, задолженности перед истцом в размере 57709 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты о взыскании расходов истца в размере 57709 рублей с муниципального образования подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством Российской Федерации в целях распределения передаваемой из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях устанавливается порядок учета расходов на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги.
Указанная финансовая помощь может предоставляться, в частности, в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В силу указанных выше правовых норм непосредственными участниками спорных отношений по возмещению понесенных предприятием расходов в связи с предоставлением субсидий населению являются предприятие и муниципальное образование, населению которого предоставлялись субсидии.
Участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в реализации программ по предоставлению субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в силу статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определяется в рамках межбюджетных отношений.
Арбитражный суд Республики Хакасия на основании представленных доказательств установил, что задолженность перед истцом в связи с предоставлением гражданам субсидий за 2004 год составляет 57709 рублей.
Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для возложения на муниципальное образование обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Хакасия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 25 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-735/05 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-735/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 N А74-735/05-Ф02-5520/05-С2 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении за счет казны муниципального образования убытков, возникших в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку материалами дела установлено отсутствие должного финансирования расходов истца, связанных с практической реализацией указанных льгот.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь