Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 09.11.2005 N А19-3452/05-43-Ф02-5532/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа в части начисления НДС, пеней и штрафных санкций, так как отсутствие товарно-транспортных документов, подтверждающих фактическое перемещение товара от поставщика, не может являться основанием для отказа в предоставлении вычетов по НДС, поскольку налогоплательщик приобрел товар на складе без осуществления фактической перевозки товара, о чем составлен акт приема-передачи.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 ноября 2005 г. Дело N А19-3452/05-43-Ф02-5532/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска - Жидковой Н.Н. (доверенность N 11/2 от 11.01.2005), Часовских Ю.В. (доверенность N 11/15 от 01.02.2005),
общества с ограниченной ответственностью "Альбикон" - Рузавина Ю.А. (доверенность от 05.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска на решение от 20 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3452/05-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альбикон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 12.11.2004 N 04-16/1035 в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 755428 рублей, пеней в размере 27286 рублей и штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в июле 2004 года в сумме 151086 рублей.
Решением суда от 20 апреля 2005 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года решение суда от 20 апреля 2005 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с тем, что у налогоплательщика отсутствуют товарно-транспортные документы, подтверждающие движение товаров от поставщика, а также не установлен факт реальной поставки леса-пиловочника, действия налоговой инспекции по начислению обществу налога на добавленную стоимость, пеней и штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, являются правомерными.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, выслушав стороны, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2004 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение N 04-16/1035 от 12.11.2004, на основании которого налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 755428 рублей. Данным решением обществу предложено уплатить неуплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 755428 рублей, начислены пени в сумме 27286 рублей, штрафные санкции в сумме 151086 рублей.
Не согласившись с решением налоговой инспекции N 04-16/1035 от 12.11.2004, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что отсутствие товарно-транспортных документов, подтверждающих фактическое перемещение товара от поставщика, не может являться основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов обществу, поскольку налогоплательщик приобрел товар на складе без осуществления фактической перевозки товара, о чем составлен акт приема-передачи товара.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2, 6 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех юридических фактов: наличии счета-фактуры, принятии товара (работ, услуг) на учет и фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Основанием для отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в спорной сумме послужил факт непредставления товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт реальной поставки леса со стороны контрагентов, а именно ООО "Оникс", ООО "Наст", предпринимателя Григорьевой Е.Н., ООО "Николь", то есть документов, служащих основанием для оприходования товаров, приобретенных у продавца.
Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 132 от 25.12.1998 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организацией применяется товарная накладная N ТОРГ-12. Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
В качестве первичных документов, на основании которых было осуществлено принятие на учет товара, обществом в налоговый орган были представлены товарные накладные N 15 от 04.05.2004, N 16 от 10.05.2004, N 17 от 14.05.2004, N 19 от 04.06.2004 унифицированной формы N ТОРГ-12, которые содержат все необходимые реквизиты, а также акт приема-передачи товара от ООО "Оникс" к обществу.
Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость ввиду непредставления им товаросопроводительных документов, подтверждающих факт перевозки груза обществом, не могут быть приняты во внимание.
Судом установлено, что товар хранится обществом по адресу: город Иркутск, улица Набережная Иркута, 1А на основании договора хранения от 01.06.2003, где и осуществлялась покупка товара от ООО "Оникс", в связи с чем товаросопроводительные документы не оформлялись. Товар принимался на основании товарной накладной и акта приема-передачи товара.
Факт оплаты товара налогоплательщиком с учетом налога на добавленную стоимость, его оприходование установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 755428 рублей, доначисления этой суммы налога к уплате, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принятые по настоящему спору, являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3452/05-43 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь