Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 18.01.2006 N А19-4169/04-13-9-6-Ф02-7003/05-С2 Суд правомерно взыскал расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оказанию транспортных услуг ветеранам, поскольку истец в спорный период предоставлял льготы ветеранам, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, так как обязанность по компенсации реальных расходов вытекает из прямого указания закона.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 января 2006 г. Дело N А19-4169/04-13-9-6-Ф02-7003/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Главного финансового управления Иркутской области - Чивтаевой Н.Н. (доверенность N 08-35 от 30.12.2005),
муниципального унитарного предприятия "Иркутскгорэлектротранс" - Козубской О.В. (доверенность от 08.08.2005),
администрации Иркутской области - Назыровой Ю.С. (доверенность N 1/16-518 от 01.09.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Иркутской области на решение от 1 ноября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года по делу N А19-4169/04-13-9-6 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Матинина Л.Н., Архипенко А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Иркутскгорэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 139120700 рублей - суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Определением от 4 марта 2004 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2004 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2004 года решение суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.
При новом рассмотрении дела определением от 9 декабря 2004 года по ходатайству ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2005 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2005 года решение от 12 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 28 марта 2005 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела истец уточнил сумму иска и просил взыскать 130960090 рублей - сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением суда первой инстанции от 1 ноября 2005 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-4169/04-13-9-6 судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 329 в Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует.
------------------------------------------------------------------
По мнению заявителя, судебные акты приняты с нарушением норм материального права - статей 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 329 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что истцом не доказана сумма убытков.
Заявитель ссылается на применение Арбитражным судом Иркутской области Инструкции по составлению государственной отчетности по автомобильному транспорту, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.1994 N 222, и Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 31.10.2002 N 207, не подлежащих применению, поскольку указанные Инструкции не были зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, не были официально опубликованы и не могут применяться при расчете транспортными предприятиями расходов.
Главное финансовое управление Иркутской области считает, что надлежащим ответчиком по делу должна быть Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
МУП "Иркутскгорэлектротранс" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными.
Администрация Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы Главного финансового управления Иркутской области.
Присутствующие в судебном заседании представили лиц, участвующих в деле, поддержали свои требования и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Иркутской области за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области расходов, понесенных МУП "Иркутскгорэлектротранс" за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в связи с предоставлением льгот по оплате проезда, в части, в которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, в размере 130960090 рублей (с учетом уточнения).
Правовым основанием иска указаны пункт 1 статьи 8, пункт 5 статьи 790, статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статья 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Основанием иска МУП "Иркутскгорэлектротранс" указало на ненадлежащее исполнение субъектом Российской Федерации обязанности по возмещению организации, оказывающей транспортные услуги, понесенных расходов по предоставлению льгот ветеранам.
В обоснование своих требований истец представил: учредительные документы, акты сверок между МУП "Иркутскгорэлектротранс", Департаментом транспорта и связи администрации г. Иркутска, Департаментом социальной защиты населения администрации г. Иркутска, справки о расходах, письма Департамента транспорта и связи администрации г. Иркутска, содержащие расчеты количества пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, за 2001 - 2003 годы, письма Департамента транспорта и связи администрации г. Иркутска от 25.12.2003 N 024-030591/03, N 024-03-0592/03, извлечение из постановлений мэра г. Иркутска от 19.02.2002 N 031-06-204/2, N 031-06-500/2 от 29.04.2002, N 031-06-547/3 от 23.05.2003.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на то, что истцом не доказаны наличие и размер убытков.
Исследовав представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению расходов по оказанию транспортных услуг ветеранам в городском сообщении г. Иркутска возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" расходы истца по предоставлению льгот в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах" не были компенсированы.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что понесенные расходы по предоставлению ветеранам льготных транспортных услуг в городском сообщении г. Иркутска должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области, факт предоставления льгот ветеранам и размер задолженности ответчика подтверждены надлежащими доказательствами, представленными в материалы дела.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области правомерными.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы, связанные с реализацией льгот для ветеранов по оплате проезда на всех видах городского транспорта, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного закона).
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией установленных льгот, влечет возникновение у МУП "Иркутскгорэлектротранс" права требования их возмещения.
Поскольку выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы МУП "Иркутскгорэлектротранс", то в этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факты предоставления льгот ветеранам и размер задолженности по возмещению расходов истца в истребуемой сумме установлены. Указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, исковые требования к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов МУП "Иркутскгорэлектротранс", понесенных в связи с предоставлением ветеранам транспортных услуг на льготных условиях в городском сообщении г. Иркутска, удовлетворены обоснованно.
Доводы заявителя кассационной жалобы, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, несостоятельны и не влияют на правильность принятых по делу судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что решение от 1 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4169/04-13-9-6 приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 1 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4169/04-13-9-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения от 1 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4169/04-13-9-6, указанные в определении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2005 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь