Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 24.01.2006 N А33-5380/05-Ф02-7037/05-С1 Суд правомерно прекратил производство по делу, поскольку предъявление самостоятельного требования об обжаловании в суд незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления не входит в компетенцию антимонопольного органа.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 января 2006 г. Дело N А33-5380/05-Ф02-7037/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на определение от 19 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 ноября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5380/05 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Лапина М.В., Колесникова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными согласованных действий Департамента транспорта администрации г. Красноярска и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Красноярского края, направленных на вытеснение с рынка пассажирских перевозок одного из хозяйствующих субъектов - общества с ограниченной ответственностью "Ветеран", осуществляющего перевозку пассажиров по пригородному маршруту N 93 "Березка - м/р Ветлужанка".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - общества с ограниченной ответственностью "Ветеран".
Определением от 19 сентября 2005 года на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 ноября 2005 года определение от 19 сентября 2005 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и норм процессуального права: статей 8, 12 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статей 53, 150, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент транспорта администрации г. Красноярска в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемых судебных актов.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 76669, 76671 - 76673), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 марта 2005 года Департамент транспорта администрации г. Красноярска, ГУВД Красноярского края, ОВД Березовского района признаны нарушившими статью 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Предписанием от 18 марта 2005 года антимонопольным органом предписано Департаменту транспорта администрации г. Красноярска, ГУВД Красноярского края, ОВД Березовского района прекратить нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в согласованных действиях, направленных на устранение общества с ограниченной ответственностью "Ветеран" с рынка пассажирских перевозок в г. Красноярске и пригороде, которые имеют своим результатом ущемление его интересов.
Предметом настоящего спора является новое требование Управления ФАС о признании незаконными согласованных действий Департамента транспорта администрации г. Красноярска и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Красноярского края, направленных на вытеснение с рынка пассажирских перевозок ООО "Ветеран".
Прекращая производство по делу, Арбитражный суд Красноярского края исходил из того, что антимонопольный орган осуществил полномочия по пресечению действий по нарушению антимонопольного законодательства, предъявление самостоятельного требования об обжаловании в суд незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:
- о признании недействительными полностью или в части:
противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций; договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;
- об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;
- о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций.
Принимая во внимание приведенные положения закона, кассационная инстанция считает, что Управление не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что перечень требований, изложенных в пункте 6 статьи 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", не является исчерпывающим. Указанный довод сам по себе является правильным. Однако Управление ФАС не приводит федеральный закон, продолжающий данный перечень полномочий и дающий право антимонопольному органу обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, что требует часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не может быть учтен и довод Управления ФАС о том, что предписание от 18 марта 2005 года не выполнено, в связи с чем нарушение антимонопольного законодательства должно быть пресечено всеми имеющимися правовыми способами, в том числе и обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Между тем достижение цели пресечения ограничивающих конкуренцию действий должно осуществляться в рамках полномочий антимонопольного органа, которые были реализованы в настоящем случае на основании пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Красноярского края правомерно прекратил производство по делу, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 19 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 22 ноября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5380/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь