ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N Ф04-9003/2005(17889-А27-28)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области на решение от 17.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11176/2005-3 по иску открытого акционерного общества "Мысковская энергосетевая компания" к Управлению социальной защиты населения администрации города Мыски, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, субъекту Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо - Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мысковская энергосетевая компания" (далее - ОАО "Мысковская ЭСК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации города Мыски (далее - Управление СЗН), Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области (далее - Департамент СЗН), субъекту Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления Кемеровской области о взыскании 269494 рублей 68 копеек убытков, причиненных в результате предоставления льгот в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном заседании истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и субъект Российской Федерации - Кемеровскую область в лице Главного финансового управления Кемеровской области (далее - Главное финансовое управление).
Решением от 17.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2005, с субъекта Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления Кемеровской области за счет казны Кемеровской области в пользу ОАО "Мысковская ЭСК" взыскано 269494 рубля 68 копеек в возмещение ущерба, в том числе по ФЗ "О ветеранах" - 148050 рублей 85 копеек, по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 121443 рубля 83 копейки.
В кассационной жалобе Главное финансовое управление просит принятые судебные акты отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "от 24.01.1992" имеется в виду "от 24.12.1992".
------------------------------------------------------------------
Заявитель не согласен с возложением на него ответственности за выплату убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Считает, что суд неправильно истолковал и применил положения статьи 15.6 Закона Российской Федерации от 24.01.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", поскольку данная норма не устанавливает порядок возмещения расходов, возникших в связи с предоставлением льгот.
По мнению Главного финансового управления, Постановлением Правительства Российской Федерации N 536 установлен порядок расходования средств Фонда компенсаций Российской Федерации, из которого можно сделать вывод, что расходы на финансирование льгот в рассматриваемом случае выделяются из бюджета Российской Федерации в виде субсидий и субвенций.
Заявитель утверждает, что судом не установлена вина Главного финансового управления в причинении убытков, так как статья бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг профинансирована на 100%, вследствие чего нет оснований для возложения на него обязанностей по уплате возникших у истца убытков.
Кроме того, по мнению заявителя, в противоречие пункту 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумму удовлетворенных исковых требований неправомерно включен налог на добавленную стоимость.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Мысковская ЭСК" и Управлением СЗН заключены государственный контракт от 07.04.2004 N 5/46 и договор от 22.04.2004 N 32, согласно которым истец принял на себя обязательства по предоставлению льгот гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Управление СЗН - производить возмещение истцу денежных средств, затраченных на предоставление льгот.
За период с 01.04.2004 по 31.12.2004 по Федеральному закону Российской Федерации "О ветеранах" предъявлено к возмещению 1199564 рубля 42 копейки, компенсировано 1051413 рублей 57 копеек, задолженность составляет 148050 рублей 85 копеек.
По Федеральному закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предъявлено 381615 рублей 80 копеек, возмещено - 260171 рубль 97 копеек, задолженность - 121443 рубля 83 копейки.
Всего сумма задолженности составила 269494 рубля 68 копеек.
В связи с непогашением Управлением СЗН суммы долга, ОАО "Мысковская ЭСК" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом в полном объеме выполнены предусмотренные Федеральными законами Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по предоставлению абонентам льгот по коммунальным услугам, что подтверждается расчетами, согласованными с органом социальной защиты, реестрами льготников, принятыми без замечаний счетами-фактурами и актами сверок.
Первая и апелляционная инстанции арбитражного суда правомерно установили наличие вины субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, в невозмещении расходов коммерческой организации, понесенных в связи с реализацией положений указанных Федеральных законов.
Арбитражный суд правильно указал, что согласно положениям Закона Российской Федерации "Об основах жилищной политики" обязанность предусмотреть необходимые средства для финансирования возмещения фактических затрат по предоставлению льгот инвалидам согласно Федеральному закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лежит на субъекте Российской Федерации с последующей их компенсацией из федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" расходы на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Пункт 2 указанной статьи определяет, что порядок возмещения расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением администрации Кемеровской области от 24.06.2002 N 432-р утверждены "Правила возмещения предприятиям и организациям расходов, связанных с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с пунктами 2 и 3 данных Правил, средства на реализацию закона предусматриваются в областном бюджете и распределяются по получателям с учетом количества лиц, подпадающих под его действие и состоящих на учете в территориальных органах социальной защиты.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг независимо от принадлежности жилого фонда. Статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что обязанность по возмещению организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета. При этом названное положение указывает порядок такого возмещения, а именно путем предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд правомерно указал на то, что при принятии закона об областном бюджете на 2004 год средства на расходы по льготам, предоставляемым в соответствии с вышеназванными Законами, не выделены в необходимом размере. В соответствии с материалами дела объем бюджетного финансирования, доведенный до Управления СЗН города Мыски, составил 9344500 рублей, в то время как заявленная потребность по данному виду расходов составляет 9926000 рублей.
Таким образом, установив вину субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, суд обоснованно взыскал с Главного финансового управления Кемеровской области убытки в сумме 269494 рублей 68 копеек.
Суд кассационной инстанции не принимает довод кассационной жалобы о неправомерном включении во взыскиваемую сумму налога на добавленную стоимость, поскольку заявителем в его обоснование не представлено каких-либо расчетов и доказательств.
Иные доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как направленные на переоценку обстоятельств, установленных судом.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 17.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11176/2005-3 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11176/2005-3 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 22.12.2005 N Ф04-9003/2005(17889-А27-28) Арбитражный суд правильно установил обязанное лицо, субъект РФ в лице его уполномоченного органа в сфере финансов, и источник возмещения убытков истца, возникших в связи с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь