ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N Ф04-8607/2005(17393-А27-36)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области на решение от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17341/2005-3 по иску открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" в лице структурного подразделения Ленинск-Кузнецкий районный узел связи филиала "Электросвязь" Кемеровской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов, Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Ленинск-Кузнецкий, при участии третьего лица - Управления Федерального казначейства по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице структурного подразделения Ленинск-Кузнецкий районный узел связи филиала "Электросвязь" Кемеровской области (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов, Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Ленинск-Кузнецкий о взыскании 2686115 рублей 50 копеек убытков в виде недополученных доходов за услуги электросвязи за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам на основании Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
Решением от 08.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сибирьтелеком" взыскано 2238429 рублей 58 копеек убытков. В иске к остальным ответчикам отказано. Суд исключил из подлежащей взысканию суммы налог на добавленную стоимость. Судебный акт мотивирован доказанностью причинения истцу убытков предоставлением льгот абонентам на основании Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2005 решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации считает выводы суда о неправомерности действий (бездействия) государственного органа как основание ответственности неверными. Как полагает заявитель, он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, расчет затрат не подтвержден первичными документами, размер убытков не доказан истцом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сибирьтелеком" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит решение и постановление законными, обоснованными, соответствующими нормам материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сибирьтелеком" обратилось в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и вдовам льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", в виде 50% скидки по установке квартирных телефонов и стоимости абонентской платы за пользование телефоном - всего в размере 5572235 рублей. С учетом частичной компенсации льгот размер убытков составил 2686115 рублей 50 копеек за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
До принятия решения истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение предоставленных ветеранам льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета и в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "25.12.2000" имеется в виду "15.12.2000".
------------------------------------------------------------------
Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 25.12.2000 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. Действие Постановления продлевалось Правительством Российской Федерации на 2001 и 2002 годы.
Пунктом 2 Правил установлено, что финансирование расходов за услуги связи производится за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения расходов операторам связи на 2002 - 2003 годы Правительством Российской Федерации не установлен, однако отсутствие такого порядка не может служить основанием для отказа в возмещении истцу понесенных им расходов.
Как установлено материалами дела, возмещение истцу понесенных расходов в 2002 - 2003 годах не произведено в полном объеме ввиду недостаточности средств, предусмотренных на эти цели Законом "О федеральном бюджете" на соответствующие годы.
Законом "О федеральном бюджете на 2005 год" сумм на погашение расходов за 2002 - 2003 годы по Федеральному закону "О ветеранах" не предусмотрено.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.96 в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Отсутствие установленного порядка возмещения расходов операторам связи, понесенных в результате исполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом, не может служить основанием для отказа в возмещении данных расходов на основании того, что уполномоченный государственный орган не выполнил обязанности по урегулированию данного вопроса и не предусмотрел порядок возмещения расходов организациям, предоставившим эти льготы.
Данная позиция поддержана в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, в котором сказано, что сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательстве об урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не должен являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд исследовал вопрос фактических затрат истца по оказанию услуг, дал ему надлежащую правовую оценку.
Возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Суд обоснованно указал на то, что ответчик не представил доказательств перечисления Министерству труда и социального развития Российской Федерации в 2002 - 2003 годах достаточных денежных средств, в том числе для компенсации расходов по оплате рассматриваемых по настоящему делу льгот ветеранам, в связи с чем обязанность по урегулированию спорного правоотношения не может быть возложена на иные органы.
Таким образом, доводы ответчика о том, что истец является ненадлежащей стороной по настоящему делу и что исковые требования неправомерны, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела.
При указанных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии его вины в причинении убытков являются несостоятельными.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении N 173-О от 11.05.2004, закон о федеральном бюджете, создающий надлежащие финансовые возможности для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, необходимость соответствующих расходов, как таковой не порождает и не отменяет права и обязательства и потому не может в качестве последующего закона изменять или отменять положения других федеральных законов.
Нормы бюджетного законодательства не могут отменить действия федеральных законов, устанавливающих ответственность казны Российской Федерации и государственных органов за действия (бездействие), повлекшие причинение убытков, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах".
Суд кассационной инстанции считает, что нормы бюджетного законодательства не могут быть применены при рассмотрении иска о взыскании убытков, поскольку они не регулируют данные отношения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что решение от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17341/2005-3 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения, поскольку оснований для изменения или отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17341/2005-3 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 22.12.2005 N Ф04-8607/2005(17393-А27-36) Удовлетворяя иск о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением льгот на услуги связи абонентам по Федеральному закону О ветеранах, суд правомерно взыскал убытки с Министерства финансов РФ как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь