ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 года Дело N Ф04-9161/2005(18073-А75-33)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.10.2005 по делу N А75-7296/05 по заявлению открытого акционерного общества "Ханты-Мансийская управляющая компания", г. Ханты-Мансийск, к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ханты-Мансийская управляющая компания" (далее - ООО "Управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - Управление Роснедвижимости), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 04.07.2005 и приказа Управления Роснедвижимости от 04.07.2005 N 83 "Об утверждении решения комиссии об отказе в аккредитации" недействительным и обязании Управления Роснедвижимости устранить допущенные нарушения, а именно: утвердить приказом решение об аккредитации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2005 этого же арбитражного суда решение первой инстанции от 25.08.2005 отменено и принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. Признаны недействительными решение комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - комиссия) от 04.07.2005 и приказ Управления Роснедвижимости от 04.07.2005 N 83 об утверждении решения комиссии об отказе в аккредитации.
Кроме этого, суд обязал Управление Роснедвижимости аккредитовать ООО "Управляющая компания".
В кассационной жалобе Управление Роснедвижимости считает, что постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе. Просит постановление апелляционной инстанции от 13.10.2005 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.08.2005.
В отзыве на кассационную жалобу Управляющая компания считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.10.2005 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. По основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить указанное постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу Управления Роснедвижимости - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 20.06.2005 ООО "Управляющая компания" обратилось в Управление Роснедвижимости с заявлением об аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921" имеется в виду "Приказом Минэкономразвития РФ от 19.10.2004 N 281".
------------------------------------------------------------------
Решением комиссии от 04.07.2005 N 7, утвержденным приказом руководителя Управления Роснедвижимости от 04.07.2005 N 83, обществу отказано в аккредитации на основании пункта 3.9 Положения об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее Положение), в связи с непредставлением полного пакета или информации, предусмотренной настоящим Положением.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции от 13.10.2005 и оставляя в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 25.08.2005, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Порядок аккредитации организаций технической инвентаризации установлен Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 19.10.2004 N 281, разработанным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности".
Как следует из пункта 2.1 Положения, к организациям для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства установлены следующие требования: обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, наличие у организации специального оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для получения аккредитации организации технической инвентаризации Положение предполагает представление справки организации технической инвентаризации о материально-технической обеспеченности, справки о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждавшей ведение архива в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из Положения, одним из условий аккредитации является наличие отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации архива.
В соответствии с пунктом 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Согласно статье 5 этого же Федерального закона в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фотодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Нормой права, установленной статьей 4 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации.
К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек.
Таким образом, данным нормативным актом не предусмотрены полномочия открытого акционерного общества по ведению архивного дела и из него следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено.
В соответствии с требованиями статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит, в том числе, из постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который в настоящий момент регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301.
Указанной статьей предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
Таким образом, требования, предъявляемые к организациям технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, соответствие которых устанавливается Управлением Роснедвижимости при проведении аккредитации, направлены на реализацию государственной политики по защите конституционных прав на жилище, права собственности на имущество, в связи с чем вопрос об аккредитации должен рассматриваться не только исходя из норм Положения, но иных законодательных и нормативных актов.
Поскольку пункт 2.1 Положения устанавливает обязанность ведения архива не только в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации, но и в соответствии с требованиями иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, суд апелляционной инстанции неправомерно не применил нормы законов, регулирующих ведение архива, а также нормы законов, в которых идет речь о техническом учете и технической инвентаризации, которые позволяют прийти к выводу, что Управление Роснедвижимости обоснованно отказало обществу в аккредитации в качестве организации, осуществлении технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.2 Положения об аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития от 05.04.2005 N 70, аккредитации организаций проводятся в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности данных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения ими технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 и от 13.10.1997 N 1301 аккредитованные организации обязаны вести государственный технический учет.
Согласно статье 13 Федерального закона от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" в сферу распространения государственного метрологического контроля входят и государственные учетные операции. В целях предотвращения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений средства измерений подвергаются обязательным испытаниям.
В соответствии со справкой о материально-техническом обеспечении от общества находятся лазерный дальномер, дистанционный измеритель.
Однако, как установлено судом первой инстанции, ни на одно из указанных средств не было представлено свидетельство о технической поверке.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разделом 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности главой 24 (часть 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-то либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из анализа данной нормы права следует, что основанием признания оспариваемых ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления недействительными является одновременное наличие совокупности нескольких условий, в том числе несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание изложенную выше правовую позицию, следует признать, что действия комиссии и Управления Роснедвижимости по отказу обществу в аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются мотивированными и основанными на правильном применении норм права.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Управляющая компания" в удовлетворении заявленных требований, поскольку представленные обществом на аккредитацию документы противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об архивной деятельности".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.10.2005 по делу N А75-7296/05 отменить. Оставить в силе решение от 25.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, принятое по настоящему арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N Ф04-9161/2005(18073-А75-33) В удовлетворении заявления о признании недействительным решения комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и обязании органа Роснедвижимости устранить допущенные нарушения отказано правомерно, поскольку представленные заявителем документы противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону Об архивной деятельности.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь