Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N Ф04-8838/2005(17715-А70-35) Дело по иску о признании недействительным в части распоряжения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта границ земельного участка направлено на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду необходимо оценить обстоятельства, послужившие основанием для отказа в утверждении проекта границ указанного земельного участка.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 года Дело N Ф04-8838/2005(17715-А70-35)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Тобольска на решение от 11.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3840/29-2005 по заявлению индивидуального предпринимателя Витковского Олега Григорьевича, г. Тюмень, к администрации г. Тобольска об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Витковский Олег Григорьевич, г. Тюмень (далее - предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации г. Тобольска (далее - администрация) о признании недействительным пункта 1 распоряжения от 28.03.2005 N 643 об отказе в утверждении проекта границ земельного участка для строительства торгового центра по адресу: Тюменская обл., г. Тобольск, 7 мкр, д. 3 "в".
Решением арбитражного суда от 11.07.2005 удовлетворены заявленные предпринимателем требования. Кроме того, суд обязал администрацию рассмотреть по существу заявление предпринимателя о предварительном согласовании места размещения торгового центра.
Арбитражный суд исходил из незаконности в оспариваемой части распоряжения от 28.03.2005 N 643, из отсутствия препятствий для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2005 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Указывает, что в соответствии с Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями в Тюменской области" полномочиями на выделение земель под строительство обладает Департамент по управлению имуществом администрации Тюменской области. Администрация в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации вправе отказать в утверждении проекта границ земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, указывает, что администрация обязана обеспечить выбор земельного участка.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, учитывая доводы представителей сторон, изложенные в судебном заседании, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в администрацию с заявлениями от 04.08.2004 и от 27.08.2004 о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2500 кв. метров, расположенного по адресу: Тюменская обл., г. Тобольск, 7 мкр., д. 3 "в", для строительства торгового центра и благоустройства прилегающей территории, по которым администрация приняла распоряжение от 28.03.2005 N 643 об отказе в утверждении проекта границ земельного участка для строительства торгового центра и направлении землеустроительной документации на спорный участок в Департамент имущественных отношений администрации Тюменской области для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Основанием для принятия такого распоряжения послужило, по мнению администрации, решение арбитражного суда от 01.03.2005, решение Тобольской городской Думы от 30.11.2004 N 143 о приостановлении выделения земельных участков и выдачи разрешений на строительство объектов торговли в микрорайонах города, а также в связи с отсутствием положительного согласования места размещения торгового центра.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные предпринимателем требования о признании недействительным пункта 1 распоряжения от 28.03.2005 N 643 и обязав заинтересованное лицо рассмотреть по существу заявление предпринимателя от 27.08.2004, а также вынести решение, предусмотренное пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, принял решение с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Как следует из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является, в частности, включение этих земельных участков согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в состав земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территории Тюменской области, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, до настоящего времени не издано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, согласно пункту 1 которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю вправе распоряжаться земельными участками, входящими в состав земель населенных пунктов.
Поскольку местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, глава местной администрации, который руководит ею на принципах единоначалия, вправе принимать решения по вопросам предоставления земельных участков, на что обоснованно указал суд в решении.
Статья 15 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" противоречит указанным выше правовым актам, поскольку ограничивает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателям земельные участки для строительства предоставляются в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, для принятия в установленном пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимы следующие документы:
1) акт о выборе земельного участка для строительства;
2) утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельных участков.
Руководство местной администрацией глава администрации осуществляет путем издания постановлений и распоряжений, как это следует из пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Других форм осуществления руководства законодательством не предусмотрено.
Таким образом, по вопросу утверждения проектов границ земельных участков необходимо принятие главой администрации ненормативного правового акта. Вывод суда об искусственном выделении администрацией вопроса об утверждении проекта границ земельного участка является ошибочным, противоречащим указанным выше правовым нормам.
Признавая недействительным распоряжение главы администрации от 28.03.2005 N 643, арбитражный суд, в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не дал оценки обстоятельствам, послужившим основанием для отказа в утверждении проекта границ земельного участка, то есть не проверил законность и обоснованность оспариваемого распоряжения, не рассмотрел по существу заявленное требование.
Обязав администрацию рассмотреть по существу заявление предпринимателя о предварительном согласовании места размещения торгового центра, арбитражный суд, во-первых, повторно возложил на администрацию указанную обязанность, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9238/16-2004, во-вторых, вышел за пределы заявленных предпринимателем требований.
Исходя из изложенного, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть замечания кассационной инстанции и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства, а также разрешить вопрос о государственной пошлине, в том числе, за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 - 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3840/29-05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь