Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.12.2005 N Ф04-8956/2005(17820-А81-23) Иск о признании недействительными предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования удовлетворен по основаниям установления в обжалуемых предписаниях неразумного срока для их исполнения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2005 года Дело N Ф04-8956/2005(17820-А81-23)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбейнефтегаз" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.09.2005 по делу N А81-1399/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Тамбейнефтегаз" к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбейнефтегаз" (далее - ОАО "Тамбейнефтегаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительными предписаний N 11, N 12 и N 13 от 17.01.2005 "Об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования".
Решением суда от 27.06.2005 заявленные требования удовлетворены по основаниям установления в обжалуемых предписаниях неразумного срока для их исполнения.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2005 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Суд отметил, что несоразмерные объему работ сроки выполнения данных работ не могут являться безусловным основанием для признания предписаний об устранении нарушений недействительными, учитывая, что выявленные нарушения природоохранного законодательства имели место и не оспариваются обществом.
В кассационной жалобе ОАО "Тамбейнефтегаз" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель считает, что исполнение оспариваемых предписаний в указанный в них срок повлечет нарушение статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", статьи 98 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Кроме того, будет нарушено Постановление Главы муниципального образования Ямальский район N 183 от 19.05.2005 о запрете передвижения по зимним дорогам по тундре в весенне-летний период.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления отклонил доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований законодательства о недрах Управлением вынесены предписания N 11, N 12 и N 13 от 17.01.2005 "Об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования".
Согласно предписанию N 11 заявитель обязан провести рекультивацию территории "Нижнего" склада ГСМ, расположенного в 5 км на север от пос. Сабетта, Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в срок до 18.07.2005.
Согласно предписанию N 12 заявитель обязан ликвидировать "Нижний" склад ГСМ, расположенный в 5 км на север от пос. Сабетта, из водоохранной зоны Обской губы, Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение, в срок до 04.05.2005.
Согласно предписанию N 13 заявитель обязан прекратить эксплуатацию "Нижнего" склада ГСМ, расположенного в водоохраной зоне Обской губы, в 5 км на север от пос. Сабетта, Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.
Суд кассационной инстанции не согласен с доводами суда апелляционной инстанции о том, что несоразмерные объему работ сроки выполнения данных работ не могут являться основанием для признания предписаний об устранении нарушений недействительными.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии со статьей 98 Водного кодекса Российской Федерации источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызвать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. Для охраны водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше, необходимо приоритетное применение технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничение использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введение научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.
Таким образом, исполнение предписания Управления о ликвидации склада ГСМ невозможно без утвержденной в установленном порядке проектной документации, проведения экологической экспертизы и применения особых технологий, что само по себе предусматривает временные затраты.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 12 "Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, государственные инспекторы, осуществляющие государственный экологический контроль, имеют право давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр.
Предписание Управления об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования является ненормативным актом, обязательным к исполнению в установленный в нем срок. Из содержания обжалуемых предписаний не следует, какие именно нарушения установлены в ходе проверки и какие именно необходимо произвести работы для устранения допущенных нарушений. Акт проверки в материалы дела не представлен.
Признавая предписания Управления недействительными, суд первой инстанции установил, что их исполнение в установленные сроки невозможно, так как на территории "Нижнего" склада ГСМ еще будет находиться производственное оборудование, поэтому рекультивация территории в определенный предписанием срок невозможна. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Таким образом, учитывая, что оспариваемые предписания Управления не содержат указания проведения конкретных работ и документального обоснования сроков их исполнения, а в указанный в них срок ликвидация склада и рекультивация земли невозможна, они подлежат признанию недействительными как не подлежащие исполнению в указанный в них срок.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.09.2005 по делу N А81-1399/05 отменить.
Оставить в силе решение от 27.06.2005 по этому же делу.
Выдать открытому акционерному обществу "Тамбейнефтегаз" справку на возврат из бюджета госпошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь