ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2005 года Дело N Ф04-8334/2005(16908-А27-32)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленновскому району Кемеровской области, п. Промышленная, на решение от 09.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22916/5-5 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленновскому району Кемеровской области, п. Промышленная, к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Карстен Наталье Наврузовне о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Промышленновскому району Кемеровской области п. Промышленная (далее по тексту Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Карстен Натальи Наврузовны (далее по тексту предприниматель Карстен Н.Н.) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закон N 171-ФЗ).
Заявленные требования мотивированы ссылкой на статьи 29.1 - 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 09.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса отказано по мотиву, что у налогового органа отсутствуют полномочия по контролю и надзору за соблюдением правил продажи алкогольной продукции (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая, что полномочиями по контролю, надзору, составлению протокола об административном правонарушении в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции налоговые органы наделены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, утвердившим Положение о Федеральной налоговой службе.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Инспекцией 28.06.2005 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в торговой точке - закусочной "Афина", расположенной по адресу: с. Журавлево, ул. Центральная, принадлежащей предпринимателю Карстен Н.В. Проверкой установлено, что на водку отсутствуют документы, подтверждающие легальность происхождения алкогольной продукции.
По факту выявленного правонарушения Инспекцией в отношении предпринимателя Карстен Н.В. составлен протокол N 58-105 от 29.06.2005 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании названного протокола налоговый орган обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Арбитражный суд, отказывая в привлечении предпринимателя к ответственности, пришел к выводу о том, что полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, у налогового органа отсутствуют.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, соответствующим действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностные лица органов внутренних дел (милиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 14.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определено, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба России (ФНС) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения Федеральной налоговой службы определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он вправе осуществлять контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции. Контроль за наличием документов, подтверждающих легальность происхождения указанной продукции, отсутствует в этом перечне полномочий.
Часть 2 статьи 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттиска печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, контроль за чем, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.
Арбитражным судом обоснованно установлено, что Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 и утратившим силу в связи с принятием Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Инспекции было предоставлено право проверять оформление товарно-транспортных накладных на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию и по результатам проверок составлять акты. В Положении о ФНС в настоящее время данное право отсутствует.
Таким образом, арбитражный суд правомерно отказал Инспекции в привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22916/5-5 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленновскому району Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2005 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.12.2005 N Ф04-8334/2005(16908-А27-32) Арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что налоговые органы не наделены полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь