Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 09.02.2006 N Ф04-258/2006(19401-А46-23) Поскольку заявитель привлечен к осуществлению услуг по обязательному медицинскому страхованию без конкурсного отбора, арбитражный суд сделал правильный вывод о нарушении органом местного самоуправления антимонопольного законодательства.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2006 года Дело N Ф04-258/2006(19401-А46-23)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Муниципальная страховая компания "АСТОРМЕД" на решение от 24.05.2005 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 14.10.2005 по делу N 13-1219/04 (А-889/05) по заявлению закрытого акционерного общества "Муниципальная страховая компания "АСТОРМЕД" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области, при участии третьего лица - администрации города Омска, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Муниципальная страховая компания "АСТОРМЕД" (далее - ЗАО МСК "АСТОРМЕД") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области) о признании недействительными решения N ЛЗ/05-04 от 08.06.2004 и предписания N ЛЗ/05-04 от 08.06.2004.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2005, в удовлетворении требований ЗАО МСК "АСТОРМЕД" отказано.
В кассационной жалобе ЗАО МСК "АСТОРМЕД" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение на том основании, что арбитражный суд сделал необоснованный вывод о нарушении администрацией г. Омска статьи 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
По мнению заявителя, не может быть расторгнут договор N 55 от 05.04.1999 обязательного медицинского страхования неработающих граждан, который заключен им с администрацией г. Омска до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
ЗАО МСК "АСТОРМЕД" считает, что условия этого договора сохраняют юридическую силу, поскольку срок его действия продлен по умолчанию сторон.
Вместе с тем ЗАО МСК "АСТОРМЕД" указывает на то обстоятельство, что расторжение договора N 55 от 05.04.1999 повлечет прекращение действия медицинских полисов, выданных неработающим гражданам, которые в момент наступления страхового случая не смогут получить соответствующую медицинскую помощь.
Кроме того, ЗАО МСК "АСТОРМЕД" полагает, что имело право участвовать как заинтересованное лицо при рассмотрении УФАС по Омской области дела о нарушении администрацией г. Омска антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Омской области, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от администрации г. Омска не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Омской области принято решение от 08.06.2004 N ЛЗ/05-04 о нарушении администрацией г. Омска статей 12 и 13 Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
В этот же день УФАС по Омской области вынесено предписание от 08.06.2004 N ЛЗ/05-04, которым на администрацию г. Омска возложена обязанность прекратить выявленные нарушения, а также в семимесячный срок со дня получения названного предписания расторгнуть с ЗАО МСК "АСТОРМЕД" договор N 55 от 05.04.1999 в установленном пунктом 13 порядке, а в восьмимесячный срок сообщить о выполнении предписания в антимонопольный орган.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что между администрацией г. Омска и ЗАО МСК "АСТОРМЕД" был заключен договор N 55 от 05.04.1999 обязательного медицинского страхования неработающих граждан за счет средств бюджета г. Омска.
По окончании срока действия указанного договора он был продлен на новый пятилетний срок с 05.04.2004 по 05.04.2009 без проведения открытого конкурса среди страховых медицинских организаций.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований ЗАО МСК "АСТОРМЕД", обе судебные инстанции исходили из того, что согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным органам исполнительной власти, Центральному банку Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления также запрещается:
необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации;
препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют;
предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.
Порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, предусмотрен статьей 14 названного Закона.
Поскольку ЗАО МСК "АСТОРМЕД" привлечено к осуществлению услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан за счет средств бюджета г. Омска без конкурсного отбора, арбитражный суд сделал правильный вывод о нарушении администрацией г. Омска требований статей 12 и 13 Закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Принимая во внимание, что доводы ЗАО МСК "АСТОРМЕД", изложенные в кассационной жалобе, были исследованы судом первой и апелляционной инстанций и им дана правильная, а также надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.10.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1219/04 (А-889/05) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь