Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 09.02.2006 N Ф04-257/2006(19424-А45-23) Распоряжение органа местного самоуправления об установлении тарифов на услуги по вывозу, приему и утилизации бытовых отходов не нарушает антимонопольное законодательство, поскольку оно было принято на основании действующего местного нормативного акта, а антимонопольный орган не доказал, что установление указанных тарифов имеет дискриминационный характер.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2006 года Дело N Ф04-257/2006(19424-А45-23)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу мэрии г. Новосибирска на постановление апелляционной инстанции от 01.11.2005 по делу N А45-8808/05-16/372 по заявлению мэрии г. Новосибирска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области) о признании недействительным предписания N 11 от 17.03.2005.
Решением суда первой инстанции от 06.09.2005 оспариваемый мэрией г. Новосибирска ненормативный акт антимонопольного органа признан недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2005 судебный акт первой инстанции отменен, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления мэрии г. Новосибирска.
В кассационной жалобе мэрия г. Новосибирска просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции дано неправильное толкование пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Мэрия г. Новосибирска считает, что, устанавливая различные тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, действовала законно, поскольку руководствовалась Положением о порядке рассмотрения и утверждения цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, утвержденным решением городского Совета г. Новосибирска N 492 от 23.11.2004.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Новосибирской области, соглашаясь с выводами апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Новосибирской области вынесено предписание N 11 от 17.03.2005 о прекращении мэрией г. Новосибирска нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Основанием для вынесения предписания послужил вывод антимонопольного органа о том, что установленные распоряжением мэрии г. Новосибирска от 31.12.2004 N 7754-р тарифы на услуги по вывозу, приему и утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, создают для деятельности немуниципальных предприятий дискриминационные условия, которые могут привести к ущемлению их интересов.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что распоряжением мэрии г. Новосибирска от 31.12.2004 N 7754-р утверждены различные тарифы на услуги по вывозу, приему и утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, которые для бюджетных организаций установлены в меньшем размере, чем для других хозяйствующих субъектов.
Принимая решение об удовлетворении заявления мэрии г. Новосибирска, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у антимонопольного органа отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" основания для принятия оспариваемого предписания.
Отменяя судебный акт первой инстанции, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в силу пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" цена на одни и те же услуги не может отличаться в зависимости от того, кто является потребителем услуг: бюджетное учреждение или хозяйствующий субъект иной формы собственности, работающие на одном товарном рынке.
Между тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что распоряжение мэрии г. Новосибирска от 31.12.2004 N 7754-р принято на основании Положения о порядке рассмотрения и утверждения цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, утвержденного решением городского Совета г. Новосибирска N 492 от 23.11.2004.
В соответствии с пунктом 2.6 названного Положения размер прибыли устанавливается по согласованному с предприятиями и учреждениями уровню рентабельности, который не должен превышать 20 процентов в зависимости от вида деятельности и финансово-хозяйственного положения поставщика услуг. Если потребителями услуг являются организации, находящиеся в муниципальной собственности, в тарифах, устанавливаемых для расчетов с ними, уровень рентабельности не должен быть выше 10 процентов.
Решение городского Совета г. Новосибирска N 492 от 23.11.2004 являлось в рассматриваемом периоде действующим нормативным правовым актом, который не был отменен в установленном законодательством порядке.
Таким образом, исходя из того, что постановление мэрии г. Новосибирска от 31.12.2004 N 7754-р "Об утверждении стоимости услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями", принято на основании решения городского Совета от 23.11.2004 N 492, а также антимонопольным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установление различных тарифов носит дискриминационный характер, выводы суда первой инстанции о признании недействительным предписания антимонопольного органа правомерны.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 01.11.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8808/05-16/372 отменить.
Оставить в силе решение от 06.09.2005 этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь